Промышленное производство в Республике Беларусь в 90-х годах ХХ-го векаМатериалы студентам и ученикам / Промышленное производство в Республике Беларусь в 90-х годах ХХ-го векаСтраница 5
Радикальные изменения в области цен, системы кооперации, условий внешней торговли, произошедшие в 1992– 1995 гг., сказались на структуре белорусского производства (табл. 1)
Наряду со сдвигами, вызванными изменением соотношения цен на продукцию разных отраслей, в экономике шли процессы по преобразованию отраслевой структуры занятости, средств развития и производства продукции. Как видно из табл.1, наряду с топливной промышленностью в "зоне бедствия" оказались такие наукоемкие отрасли машиностроения, как приборо- и станкостроение. Спад в этих отраслях был обусловлен не только сокращением поставок комплектации из других республик СНГ, но и насыщением рынков бывшего СССР импортными компьютерами, бытовыми товарами и т.д., которым белорусские товары существенно уступают по уровню качества. Ухудшение условий производства в этих отраслях отрицательно сказалось на уровне оплаты труда. Если в 1990 г. средняя заработная плата, например, в приборостроении была выше, чем по промышленности в целом, на 4 %, то в 1993 г. она составила лишь 75,7 % от среднепромышленного уровня. Результатом такой ситуации стал интенсивный уход работников из высокотехнологичных отраслей машиностроения в другие сферы. При общем уменьшении численности промышленно производственного потенциала за 1992–1993гг. на 7,1 % сокращение количества занятых в приборостроении составило 17,4, в электротехнической промышленности– 16,5, в станкостроении –14,3 %. Следует также отметить, что с момента обретения Республикой Беларусь государственного суверенитета шел процесс неуправляемого сокращения и структурной трансформации научно-технического потенциала. Если в 1990 г. численность работников науки и научного обслуживания превышала 102 тыс. человек, что составляло 2% общей численности занятых в народном хозяйстве, то в 1995 г. эти показатели снизились до 45,7 тыс. человек и 1% соответственно. [3, c.256-260]
На протяжении 1992—1995 гг. правительство РБ достаточно последовательно боролось с происходившими структурными сдвигами путем дотирования предприятий–потенциальных банкротов.[10,с. 2] Именно такая политика протектората госпредприятий отбросила развитие рыночных отношений в республике на добрый десяток лет. Однако финансовая поддержка убыточных предприятий без их коренной реконструкции лишь откладывала, но не ликвидировала опасность краха значительного сектора белорусской промышленности. Попытки сохранить прежнюю структуру привели к "проеданию" коллективами убыточных предприятий (см. диаг. № 3), как собственных оборотных средств, так и государственных дотаций и кредитов, которые можно было бы направить на модернизацию хотя бы небольшого количества предприятий экспортной ориентации. Конъюнктурный характер поддержки предприятий, отсутствие долгосрочной стратегии развития и отказ от непопулярных, но необходимых мер по модернизации экономики должны были рано или поздно привести к деградации производства [12, c.8]. Уже в 1996 г. на большинстве предприятий республики технология производства была явно устаревшей. По ориентировочным оценкам, только около 18 % всего парка машин и оборудования в промышленности соответствовало мировому уровню. Из них лишь 4 % было задействовано в технологических процессах, имеющих мировые стандарты. Остальная часть использовалась в технологических процессах более низкого уровня, производственные мощности промышленности в значительной степени недоиспользовались. Одной из причин тому явилось то, что в Беларуси медленнее, чем в других странах с переходной экономикой, происходил процесс приватизации и разгосударствления промышленных предприятий. Так, в 1995 г. удельный вес негосударственного сектора в общем числе промышленных предприятий составил 65 %, в общем объеме промышленной продукции – 40 и в общей численности промышленно-производственного потенциала –36%. [6, c.20]
Одной из серьезных проблем для экономики Беларуси стало усложнение взаимоотношений с международными финансовыми организациями. В последние годы в республику периодически направлялись небольшие кредиты, главным образом стабилизационного характера. Однако для проведения модернизации экономики этих сумм недостаточно. Кредиторы же не хотят рисковать более крупными денежными средствами. Они учитывают, что с середины 90-х годов Беларусь хронически сводит торговый баланс с дефицитом и неуклонно увеличивает свою задолженность перед западными финансово-кредитными учреждениями. Иными словами, кредиторы не считают нашу республику надежным заемщиком, способным своевременно погасить крупную задолженность. Именно кредитно-финансовая политика наших властей "поспособствовала" тому, что общий приток иностранных инвестиций в нашу экономику, например, в 50 раз меньше чем в экономику России (в % к ВВП этих стран).
Смотрите также
Историко-культурные и этнографические достопримечательности
как рекреационные ресурсы Кольского полуострова
Кольский полуостров издавна осваивался и поэтому он
имеет очень богатую историю. Люди поселились на его территории еще до нашей
эры. До наших дней дошли многочисленные творения их рук, дошедшие до ...
Республика Корея
Государство на
Корейском полуострове к югу от 38-й параллели.
Территория — 99,6тыс. км2.
Столица — Сеул (10,7 млн. чел.).
Административно-территориальное
деление: 9 провинций и города
— ...
Общая характеристика Япония
Япония – государство в Восточной Азии,
расположено на островах Хоккайдо, Хонсю, Сикоку и Кюсю и многочисленных
примыкающих к ним мелких островах. Территория – 372,2 тыс. км2.
Столица – Токио (10,9 ...