Промышленное производство в Республике Беларусь в 90-х годах ХХ-го векаМатериалы студентам и ученикам / Промышленное производство в Республике Беларусь в 90-х годах ХХ-го векаСтраница 3
Но руководство республики не спешило с проведением рыночных реформ.
В то время наши руководители считали, что для пользы дела необходимо оградить «успешно» развивающееся хозяйство республики от негативного влияния московских реформаторов. В начале 90-х годов правительство упорно держало цены стабильными, несмотря на значительную инфляцию (1989г. — 7,5%, 1991г. — 19%) и некоторую либерализацию цен в соседних республиках. Эта политика усилила товарный голод и стимулировала массовый вывоз товаров из республики, который начался летом 1990г. [5, с.160]
В июне 1991г. Верховным Советом была утверждена «Государственная программа по стабилизации экономики и социальной защите населения». Как видно, неудачи сдерживания цен в предыдущем году учтены в программе не были и к концу 1991 года товарный голод возобновился в более крупных масштабах. Получив независимость в 1991 г., правительство республики не отказалось от старых стереотипов, продолжая курс на укрепление административной системы, не спешило вводить свои деньги, подобно тому, как это сделали прибалты. Оно понимало, что выход из рублевой зоны лишит республику доступа к дешевым российским ресурсам по внутренним ценам и означает переход на мировые цены. Это привело бы в свою очередь от официального статистического благополучия к экономической катастрофе. Оставаясь в единой рублевой зоне, Беларусь, тем не менее, осуществляла самостоятельную кредитно-денежную политику. Первая самостоятельная кредитная эмиссия была осуществлена уже в первом квартале 1992г., а летом кредиты на пополнение оборотных средств предприятий в 100 млрд. рублей наполовину были обеспечены кредитной эмиссией (для сравнения: доходы бюджета в 1992г. — 205 млрд. рублей). Но даже такая акция не помогла нашим предприятиям. [12, c.7]
Ведущие экономисты Беларуси сходятся во мнении, что к 1994 году республика обрела достаточную самостоятельность, избавилась от груза проблем, которые были созданы самим аппаратом управления ещё при СССР. Именно к 1994 году власть обрела необходимую силу для начала реформ, коренных изменений в экономической политике республики.
Казалось вновь избранный президент А.Г. Лукашенко именно тот, кто сможет провести необходимые сдвиги в сторону либерализации экономики, однако как мы знаем, история распорядилась иначе.
Политика выжидания и лавирования породила больший спад уровня жизни, чем в соседних странах, где реформы были более решительны. Вынужденные уступки предпринимательству при сохранении государственного контроля над ценами и внешней торговлей породили волну коррупции. В результате этого готовность населения принять рыночные реформы была утеряна. Результаты национального социологического опроса в декабре 1994 г. выявили, что за рыночную экономику выступало лишь 30,3% опрошенных (против 62,6% в 1990 г.). [1, c.260]
На первых президентских выборах в июле 1994 г. народ избрал А. Лукашенко, в предвыборной платформе которого слово «рынок» отсутствовало.
По заказу А. Лукашенко Минэкономики подготовил Программу неотложных мер по выходу экономики из кризиса (одобрена Верховным Советом 29 сентября 1994 г.). Этой программой Президент попытался ответить на вопрос - где же выход из кризиса?
Программа стала плодом эклектического компромисса между государственной бюрократией, промышленниками, аграриями, предпринимателями, профсоюзами. С одной стороны, предусматривались радикальные меры по либерализации (выделение структурных единиц в самостоятельные предприятия по их желанию в процессе приватизации, отмена квотирования и лицензирования экспорта, продажа в собственность земли иностранным инвесторам).
С другой стороны, сохраняются реликтовые формы командной экономики. Например, объявляется амнистия на возвращаемую из-за рубежа валюту и одновременно намечается проверка законности приватизации и отчуждения имущества.
Наиболее значителен отход назад в вопросах ценообразования. Программа предусматривала формирование списка товаров, цены на которые будет регулировать государство, прямое управление рядом государственных предприятий, введение право вето («золотая акция») на акционированных предприятиях. При этом ограничения круга решений, на которые может быть наложено «вето», не предусматривались.
Главные цели этой программы - финансовая стабилизация и прекращение обвала экономики - оказались не выполненными. Вместо ожидаемых 10% инфляции в декабре 1994 г., инфляция в январе и феврале 1995 г. была на уровне 35 – 40% и только в апреле снизилась до 14,5%. Снижение уровня инфляции, в конечном счете, было обеспечено умеренно-жесткой монетаристской политикой Национального банка. Обвал экономики продолжался и в первом квартале 1995 г. (спад промышленного производства составил 26%). Относительная финансовая стабилизация была достигнута во 2 квартале, когда месячный темп инфляции составлял 5 –7%. Однако падение производства (см. диаг. № 3) (в августе на 12%) и уровня жизни продолжалось.[1, c.38]
Смотрите также
Социальный налог
Единый социальный налог является серьезным новаторством, включенным во вторую часть Налогового кодекса. Этот налог заменил собой действовавшие ранее отчисления в три государственных внебюджетных соц ...
Характеристика и проблемы Азиатско-Тихоокеанского региона
В данной работе
рассмотрены основные особенности АТР.
Опираясь на информацию
учебной литературы, Я рассмотрел основные страны этого региона, Новые
Индустриальные Страны и важнейшие гру ...
Рельеф
В Испании расстояние с севера на юг не превышает
870 км, с востока на запад – 1000 км, а протяженность береговой линии – 2100 км
(в том числе около 1130 км приходится на Средиземное море и 970 км – ...