Эколого-экономический механизм развития туристическо-рекреационной индустрии в Приморских регионах УкраиныМатериалы студентам и ученикам / Эколого-экономический механизм развития туристическо-рекреационной индустрии в Приморских регионах Украины
Опыт промышленно-развитых стран показывает, что международный туризм является наиболее известным средством, позволяющим в короткие сроки осуществить поступление в страну денег в национальной валюте. На протяжении короткого времени туризм занял важное место в мировой экономике. В настоящее время насчитывается около 400 млн. туристов. Среднегодовые темпы роста этого показателя составляют 4-5%. Еще боле высокими темпами возрастают валютные поступления от международного туризма. Они составляют более 11%, а их объем в ценах 1990 г. превышает 200 млрд. долларов ежегодно.
В экономике многих стран доходы от туризма и сейчас имеют огромное значение. Так, поступления Испании от международного туристского обмена превышают затраты на него почти в 7 раз, Турции – в 6 раз, Португалии – в 4,8 раза, Греции – 3,5, Италии – в 2 раза. Нетрудно заметить, однако, что все эти страны являются приморскими государствами, и значит, вполне уместно проводить аналогии с Украиной.
Иностранный туризм как экспортная отрасль экономики, занимает первое место в государствах со средним уровнем развития, таких, как Испания – 41,7%, Греция – 40,4%, Португалия – 22,%, второе и третье место в высокоразвитых странах: Австрии – 32%, Швейцарии – 10%, Италии – 9,8%, Дании – 8,7%, Франции – 8,5%.
Активный международный туризм часто выступает как стабилизатор в платежных балансах отдельных стран. Так, например, в Венгрии поступления от иностранного тризма позволяют этой стране покрывать ежегодно почти половину дефицита платежного баланса по расчетам за товары и услуги. В Швейцарии туризм как источник валютных поступлений стоит на втором месте после машиностроения, т.е. находится впереди таких традиционных для этой страны отраслей экономики, как часовая и химическая промышленность. Во Франции он занимает третье место среди экспортных отраслей хозяйства, уступая по объему поступлений только автомобилестроению и черной металлургии.
Международный туризм является более выгодной формой реализации товаров и услуг, чем внешняя торговля, так как представляет собой экспорт, осуществляемый в пределах страны. Приобретая разнообразные товары в стране посещения, и оплачивая их в валюте, иностранные туристы вывозят их за пределы таможенных границ государства, т.о. увеличивая объем экспортируемых им товаров. Такой экспорт чаще всего называют «невидимым», или «скрытым». В настоящее время на его долю, которая постоянно возрастает, приходится приблизительно 25% всей мировой торговли.
Активный международный туризм, кроме всего прочего, является важным средством пропаганды национального производства за рубежом, что осуществляется без вкладывания в это каких-либо дополнительных средств.
Если позитивные итоги национального и международного туризма на экономику региона и страны в целом очевидны, то отрицательные результаты и последствия развития стали осознаваться и анализироваться гораздо позже. В настоящее время уже ясно, что при оценке социально-экономического значения туризма не следует впадать в крайности. Нельзя рассматривать туризм как панацею от всех экономических бед, считая, что развитие туризма автоматически приведет к процветанию государства. В ряде случаев оно не приносит желаемых результатов для экономики, а подчас может даже иметь отрицательные последствия.
Специалисты в области туризма выделяют следующие отрицательные последствия развития туризма.
1. Социально-экономические, связанные с возможным импортом инфляции. Имеется в виду ситуация, когда в страну или регион прибывает значительное число иностранных туристов с высокой покупательной способностью. Это может вызвать расстройство рынка и инфляцию, которая затем распространится и на другие секторы экономики, вызывая структурные нарушения в социально-экономической области. Такие последствия могут наблюдаться не только в развивающихся, но и в некоторых развитых странах – Италии, Испании, на юге Франции.
2. Социально-культурные и психологические, связанные с эффектом подражания образу жизни и поведению иностранных туристов, что противоречит традиционным ценностям и нормам поведения.
3. Экологические, связанные с ускоренной индустриализацией естественных ландшафтов, строительством дорог и портов, загрязнением водоемов и пляжей.
Имеются многочисленные примеры, подтверждающие эти положения. Наиболее показателен в этом отношении пример Туниса, где программа развития туризма с участием иностранного капитала была разработана еще в начале 70-х годов. Результаты ее реализации оказались неутешительными. Каждый отель, построенный в стране с участием иностранных фирм, занимает не менее 10 га, что привело к отчуждению земель, вытеснению крестьян и т.д. Только в одном из районов курортная зона в 400 га вытеснила 1500 мелких собственников огородов, занимавшихся выращиванием овощей. Началась спекуляция земельными участками. Подъем туризма лишил местных жителей жилья, которое было продано иностранцам, либо перестроено в семейные пансионаты. Пострадала торговля: на одном из островов стоимость аренды мелкой лавки подскочила с 2-4 динаров в день до 600 динаров. Наблюдается упадок ремесел и чудовищное загрязнение моря из-за концентрации на побережье 1 млн. человек. До 1977 года ни один туристический объект не имел очистных сооружений и располагался на выгребных ямах. Синтетические моющие средства, используемые при уборке и стирке и очень опасные для моря, нарушали традиционное рыболовство. Обострилась проблема питьевой воды: туристы потребляют в среднем 500 литров воды в сутки, местные жители – 10 л.
Этот пример показывает, как опасно создавать туристические объекты, не предусматривая никаких мер по их интеграции в ту среду, в которой они находятся, не принимая во внимание экологические факторы. Задача такой интеграции должна возлагаться на органы, ведающие государственной туристской политикой.
Смотрите также
ТЭК Украины
Украина
как независимое государство образовано в 1991г. На протяжении последних 10 лет
наблюдается продолжительный экономический и социальный спад, который
характеризуется такими ...
Характеристика различных видов транспорта
Железнодорожный транспорт
Железнодорожный
транспорт является наиболее развитым в Украине (см. табл.1), по общей длине
путей он занимает четвертое место в мире (после США, России и Канады). По
гр ...
Возможности использования элементов дополнительной
характеристики тематических карт в учебном процессе.
Изучая учебно-методическую литературу мы не нашли
вариантов использования элементов дополнительной характеристики совместно с
картографическим изображением, поэтому мы предлагаем фрагменты уроков с
...