Уровни адаптации новаций мировой науки в советстком научно-географическом сообществеМатериалы студентам и ученикам / Уровни адаптации новаций мировой науки в советстком научно-географическом сообществеСтраница 3
Характерно, что авторы специализируются на адаптации соответствующей теории или методологии. Привязанности весьма устойчивы. Это можно проследить по динамике публикаций. В.А.Шупер занимается анализом расселения в СССР с позиций теории центральных мест практически на протяжении всей своей научной деятельности. Длительное время занимается применением пространственно-временной методологии Лундской школы и Н.В.Петров. Оба автора написали кандидатские диссертации по данным темам. Самая свежая информация комплектующие для забора у нас.
Специализация, вероятно, необходимый элемент профессионального подхода к адаптации достижений мировой географической науки на уровне целостных теории и методологии. Если частное положение можно применить в порядке хобби в одной или нескольких публикациях, то относительно целостных разработок высокого уровня общности подобное отношение невозможно. Кратковременность интереса к ним обернется декларативностью и дилетантством.
Для данных авторов характерно, что они не ориентируются на пассивную адаптацию новаций, применение новинок без их усовершенствования. Исходные положения успешно развиваются. Например, В.А.Шупер. На примере Москвы и столичного региона показал процесс деформации идеальной решетки расселения в условиях гипертрофированно развитого центра первого порядка.
Развитие исходных теоретических и методологических положений важное условие плодотворности их применения в советской географической науке. Некоторые представители советского научно-географического сообщества, которые берутся за эти исследования, не останавливаются на пересказе. Этому способствует их своеобразные, в сравнении с западными, ценностные установки. От встречи советских географов с зарубежной научно-географической мыслью могут появляться оригинальные результаты.
Пример работ В.А.Шупера и Н.В.Петрова показывает, что для плодотворного усвоения достижений зарубежной географической науки необходимо соблюдать следующие условия:
· четко отделять идеологические интерпретации от конкретных научно-географических теорий и методологий, нейтральных относительно них;
· специализироваться на применении теорий и методологий к информации по СССР и их адаптации в рамках советской географической науки;
· добиваться профессионального уровня освоения и применения положений зарубежной географической науки;
· не ограничиваться пассивным применением исходных идей, развивать их на основании исследования отечественного материала.
Для современного советского научно-географического сообщества адаптация достижений мировой географической науки на уровне целостных теорий и методологий исключение. Это происходит не потому, что все зарубежные теории и методологии освоены. В.А.Шупер и Н.В.Петров монополисты в советском научном сообществе по своим “разделам” западной географической науки. Причина вероятно, не в их нежелании уступать место, а в отсутствии желающих активно подключиться к аналогичной работе и на профессиональном уровне. Можно привести примеры отдельных публикаций как по одной, так и по другой теме, но их научный уровень резко отличается от рассмотренных работ
Подобное положение естественно и закономерно для метагеографической культуры, доминирующей в советском научно-географическом сообществе. Чтобы изменить положение, необходима не столько более активная пропаганда отдельных теорий и методологий зарубежной географической науки, сколько изучение и изменение метагеографической культуры сообщества. Это основная причина создавшегося положения. Остальное – следствия многочисленные.
Следующим уровнем адаптации новинок мировой науки советским географическим сообществом является усвоение целостных предметных и методологических областей познания. Это наиболее сложный и спорный уровень. Он практически не освоен и может встретить большое количество возражений. Некоторые из них сводятся к политическим обвинениям. Обсуждение проблем переводится в плоскость поиска идеологических диверсантов. При желании их всегда можно найти.
Выход на данный уровень возможен только при условии продолжения политики гласности и перестройки, дальнейших шагов по демократизации советского общества и научной деятельности в СССР. Без этого ставить вопрос об усвоении целостных областей познания зарубежной науки в советской географии практически невозможно. Это не дает никакого результата, если ставить вопрос очень осторожно и дает резко негативный для автора результат, если ставить вопрос четко. Рассмотрим данный уровень на примере географии человека в предметном аспекте, и философской революции в методологическом аспекте.
Смотрите также
Рубки и экспорт древесины в Китай
...
Развитие Восточно-Сибирского района
Состав:
Иркутская область, Читинская область, Красноярский край, Агинский Бурятский,
Таймырский (Долгано-Ненецкий), Усть-Ордынский, Бурятский и Эвенкийский
автономные округа. Республики: Бу ...
Размещение и деятельность эвакуированных заводов в Новокузнецке
...