Страны Балтии и Россия – геополитическая ситуацияМатериалы студентам и ученикам / Страны Балтии и Россия – геополитическая ситуацияСтраница 5
Помимо этого с 1997 г. в Усть-Луге строится новый порт с терминалами для перевалки контейнеров, химических грузов, леса, угля, колесной техники и других грузов (мощность будет доведена до 35 млн т в год), а в Выборгском районе Ленинградской области планируется построить терминал для перегрузки сжиженного газа.
Также ведутся переговоры с Польшей о строительстве автомагистрали из Белоруссии в Калининградскую обл. в обход Литвы.
Таким образом, если удастся полностью или хотя бы в основном выполнить эту программу строительства портов и других объектов транспортной инфраструктуры, то уже к 2005 г. наша страна, если не полностью избавится от зависимости от прибалтийских портов, то, по крайней мере, сильно уменьшит ее. В таком случае можно будет делать выбор в пользу экономически и политически более устраивающего Россию варианта. Причём нельзя упускать время - в 1998 году между Литвой, Латвией и Эстонией была подписана Транзитная хартия, целью которой является упорядочение рынка транзитных услуг и закрепления отдельных его сегментов за определенной страной. Кроме того, ННГ Балтии активно вкладывают деньги в развитие портов и иных транспортных объектов, так что российским портовикам и транспортникам еще предстоит побороться с прибалтийскими за обладание грузопотоками.
В торговле, да и в политике нужен дифференцированный подход к разным странам. Литве как наиболее лояльной к России можно предоставить максимум льгот и поощрять торговлю с ней, тем более, что она – и самый емкий рынок в Прибалтике: здесь проживает наибольшее население среди стран Балтии (Литва – 3,7 млн чел., Латвия – 2,4 млн чел., Эстония – 1,5 млн чел. [21, с. 525, 531, 598]). Вполне возможно переключение части транзита с Латвии на Литву. Сотрудничество с ней необходимо и из-за географического положения Калининградского эксклава.
По отношению к Эстонии и Латвии позиция должна быть гораздо жестче, а все экономические льготы четко увязаны с вполне конкретными политическими шагами руководства этих стран – прекращением геноцида русскоязычного населения, отказом от территориальных претензий к России (Эстония требует Печорский район, а Латвия – часть Пыталовского района Псковской обл.). Но нельзя забывать, что чересчур жесткая позиция только подтолкнет эти страны в объятья НАТО. Так что нужно поддерживать экономическое сотрудничество с ними на региональном уровне, пытаться вернуть себе статус их главного торгового партнера. В этом случае угроза применения экономических санкций в случае обострения отношений будет весомее.
По нашему мнению следует перестать препятствовать вступлению ННГ Балтии в различные международные организации; Россия не настолько сильна, чтобы реально помешать таким процессам. Лучше заинтересовать их совместными экономически взаимовыгодными проектами.
В настоящее время можно констатировать, что ситуация в регионе для России складывается далеко не лучшим образом и назрела настоятельная необходимость в коренных мерах по ее улучшению.
Литература:
1.Бюлл. иностранной коммерческой информации. 1994. 22 февраля.
2. Бюлл. иностранной коммерческой информации. 1992. 17 ноября.
3. Берневега С.Е. Российско-литовские внешнеэкономические связи//Внешняя торговля. 1993. № 11.
4. Воронов К. “Ближняя” Балтия между Россией и Западом: выбор курса//Мировая экономика и международные отношения. 1995. №10.
5. Фёдоров Г.М., Зверев Ю.М. Калининградские альтернативы. Калининград, 1995.
6. Бюлл. иностранной коммерческой информации. 1999. 30 марта.
7. Эхо Литвы. 1998. 4 сентября.
8. Бюлл. иностранной коммерческой информации. 1999. 10 апреля.
9. Воронов К. Балтийская политика России: поиск стратегии//Мировая экономика и международные отношения. 1998. №12.
10. Бюлл. иностранной коммерческой информации. 1999. 17 июня.
11. Внешняя торговля. 1999. №2.
12. Бюлл. иностранной коммерческой информации. 1996. 25 мая.
13. Внешняя торговля. 1995. №7-8.
14. Бронштейн М.Е. Проблемы нефтяного транзита на Балтике//Транзит. 1998. №9-11.
15. Бюлл. иностранной коммерческой информации. 1997. 19 апреля.
16. Бюлл. иностранной коммерческой информации. 1999. 10 июля.
17. Метропольский А. Страны Прибалтики преодолевают кризис//Мировая экономика и международные отношения. 1998. №9.
18. Бизнес&Балтия. 1998. 18 мая.
19. Фёдоров Г.М., Корнеевец В.С. Социально-экономическая география Балтийского региона. Калининград, 1999.
20. World Almanac & the book of facts-99. New–York, 2000.
21. Fischer Weltalmanach-99. Hamburg, 1999.
Смотрите также
Экономико-географическая характеристика страны на примере Испании
Испания -
государство на Юго-западе Европы, занимает большую часть Пиренейского
полуострова, Балеарские и Питиусские острова в Средиземном море, Канарские
острова в Атлантическом океане и д ...
Население планеты
География происхождения
человека. Источники данных о численности населения: переписи. Численность
населения регионов и стран мира.
Демографические показатели:
абсолютные и относительные. ...
Флора и фауна
Разнообразие климатических условий
обусловливает неоднородность флоры и фауны Испании. На севере проявляются черты
сходства с Центральной Европой, а на юге – с Африкой. Следы лесной
растительности ...