Страны Балтии и Россия – геополитическая ситуацияМатериалы студентам и ученикам / Страны Балтии и Россия – геополитическая ситуацияСтраница 4
с. 509, 593]). Так что вступление в ЕС откладывается… А пока прибалтийские республики стремительно переходят из одной зоны влияния – российской – в другие. И во внешней торговле, и в сфере инвестиции – наиболее тесными партнерами стали их соседи – Финляндия, Швеция, Дания, Норвегия и ФРГ. Уже сейчас рынок топлива в Эстонии контролируется (за исключением небольшой доли, занимаемой “Лукойлом”) финской “Несте” и норвежским “Статойлом”. Нельзя сказать, что это хорошо для ННГ Балтии. Например, Финляндия - их основной конкурент в борьбе за российский транзит и использует все средства, в том числе и членство в ЕС, для проталкивания своего варианта. ФРГ и Дания являются конкурентами прибалтийских государств на европейском рынке по производству мяса, молока и молочных продуктов. Так что при сохранении современных тенденций ННГ Балтии могут превратиться в придаток этих стран, в котором будут развиваться “грязные”, низкорентабельные и т. п. производства.
Но для России по уже отмеченным причинам такое положение также неблагоприятно. Какие же альтернативы есть у России в сложившейся ситуации? В первую очередь, конечно, нужно избавиться от транспортной зависимости от стран Балтии настолько, насколько это возможно. Всю свою недолгую “самостийную” историю они откровенно паразитировали на России: в начале 90-х годов - контрабанда цветных металлов (так, Эстония на некоторое время даже стала четвертым в мире экспортером цветных металлов, не имея ни одного месторождения, всего только за 1992 – 1993 гг. и только через Эстонию было вывезено цветных металлов из России на сумму более 3 млрд долл, более 90% - нелегально [22,
с. 4, 23, с. 4]). В настоящее время акцент переместился на транзит из России, в первую очередь нефти и нефтепродуктов, а также транзит из/в Калининградский эксклав. Причем это именно паразитизм, так как за российские деньги развивается инфраструктура откровенно враждебных России государств, желающих вступить в противостоящий нашей стране военно-политический блок; к тому же, развивая прибалтийские порты, не развиваются в нужной мере собственные. А Литва открыто мешает развитию Калининградского порта, вводя протекционистские железнодорожные тарифы, из-за чего его грузооборот сильно снизился. Вдобавок вскоре начнется широкомасштабное освоение Тимано-Печорской нефтегазоносной провинции, и тогда транзит нефти через Прибалтику (а следовательно, и сумма, за него уплачиваемая) может сильно вырасти, хотя уже сейчас около 12% экспорта российской нефти и нефтепродуктов идет лишь через один Вентспилс [24, с. 3].
Но, наконец, в России делаются некоторые шаги в направлении рациональности и освобождения от транзитной зависимости. Самый главный из них – решение о строительстве Балтийской трубопроводной системы (БТС) и нефтеналивного порта в Приморске. Стоимость первой очереди проекта (трубопровод Кириши - Приморск и перевалочные мощности в 12 млн т в год) составляет около 500 млн долл., всего проекта (мощность будет доведена до 30 млн т в год) – около 2 млрд долл. [25, 26]. Однако по предварительным расчетам, сделанным еще до сильного роста цен на нефть, вложения в первую очередь проекта окупятся уже через 1,5 года (чистая прибыль от экспорта дополнительных 12 млн т нефти составит около 330 млн долл. в год [27, 28]. К тому же в казну будет поступать дополнительно более 250 млн. долл. ежегодно [28]. А после ввода всех мощностей экономия по сравнению с “вентспилским” вариантом составит ежегодно около 555 млн. долл. [29]. Так что те дополнительные инвестиции, которые потребуются при строительстве БТС по сравнению с активно проталкиваемым Латвией вариантом о расширении перевалочных мощностей Вентспилса и строительства второго нефтепровода Новополоцк – Вентспилс стоимостью в 800 млн долл. [14, с.9], окупятся для России менее чем за 3 года. Можно, конечно, сомневаться – откуда возьмутся деньги, но правительство России, наконец, поняло всю важность этого проекта для обеспечения экономической безопасности страны: в начале 1999 г. был введён специальный тариф – 1,43 долл. за каждую экспортируемую тонну нефти – на строительство БТС, что при экспорте в 135 млн тонн в год даст около 200 млн долл. ежегодно [27, 30]. К тому же после введения в строй БТС Россия сможет сами зарабатывать на транзите нефти из Казахстана, в котором уже заинтересовались новым маршрутом прокачки нефти.
Есть и еще один, альтернативный, проект транспортировки нефти на Запад – через моря Северного Ледовитого океана – “Северные ворота”. Однако в силу природных особенностей он гораздо дороже, хотя к его положительным особенностям можно отнести освоение северных территорий и размещение большого количества заказов на российских, в том числе оборонных предприятиях.
Смотрите также
Центральная и Восточная Европа
Одним из ключевых направлений деятельности
Европейского Союза в настоящее время является Центральная и Восточная Европа.
Это обусловлено тем, что, по мнению большинства стран-членов ЕС, в том числ ...
Территориальная проблема Курильских островов
В этой работе мы рассмотрим один из самых злободневных
вопросов политики России – проблему Курильских островов. Мы обратим внимание на
некоторые важные аспекты этой проблемы, её особенности, ...
История Мордовии
География расселения во
многом определяет важные факторы его истории. Природа формирует хозяйственный
уклад жизни, а он оказывает влияние на формирование антропологического типа
народа. ...