История развития знаний об океанеМатериалы студентам и ученикам / Океан / История развития знаний об океанеСтраница 3
Со 2-й половины 40-х гг. началось быстрое и плодотворное развитие всех направлений в изучении О. Мировой экспедиционный флот к 70-м гг. 20 в. насчитывал свыше 120 судов водоизмещением 500 т и более, оснащенных новейшими техническими средствами и аппаратурой (см. Суда научно-исследовательские). С 1955 проводились крупные международные экспедиции: по изучению северной части Тихого океана (Норпак, 1955), по программе Международного геофизического года (1957—58), изучению экваториальной зоны Атлантики (Эквалант, 1963—64), исследованию Куросио (Сик, с 1965), изучению тропической зоны Атлантики (Тропекс, 1974) и др.
В проблематике научных исследований важное место заняли вопросы охраны среды океанов и морей и их биологических ресурсов, а также изучение энергетических и минеральных ресурсов. Дальнейшее развитие экспериментальных и теоретических исследований направлено главным образом на разработку численных методов изучения физической среды О., методов расчёта и прогноза её различных характеристик (волнения, уровня, температуры воды и др.). В 50—60-х гг. разработаны теоретические обобщения данных наблюдений по всем океанам и морям и выявлены закономерности формирования и изменчивости их термохалинной и динамической структуры. Установлены закономерности горизонтального и вертикального обмена химическими веществами, главным образом питательными солями, в зависимости от состояния физической среды О. Разрабатываются проблемы химического загрязнения вод океанов и морей и охраны их среды.
Биологическими исследованиями значительно расширены знания морфологии морских организмов, их экологии, выявлена биологическая структура О., ведётся оценка биомассы и разработка вопросов регулирования биологической продуктивности, прогноза и регулирования промыслов.
В результате исследований рельефа дна О. выявлены отдельные формы рельефа, их распределение, установлены рельефообразующие факторы, изучается взаимодействие физической среды О. со сложным рельефом дна, определены общие особенности геологической структуры дна, выявлены в отдельных районах залежи полезных ископаемых.
Большой вклад в исследование О. в этот период внесли советские и зарубежные учёные: в изучение физической среды океана — В. В. Шулейкин, Н. Н. Зубов, В. В. Тимонов и др. (СССР), Г. М. Стоммел, Р. Р. Ревелл (США), Н. Г. Кэмпбелл, Р. В. Стюарт (Канада), Г. Е. Дикон, Г. К. Сваллоу, X. Чарнок (Великобритания), А. Лакомб (Франция), И. Мацудзава, М. Уда, К. Хидака (Япония); химии океана — О. А. Алекин, Л. К. Блинов, С. В. Бруевич и др. (СССР), Д. Э. Фишер, Р. X. Флеминг (США), М. Вальдичук, В. Л. Форд (Канада), И. Имаи, К. Сугавара (Япония); биологии океана — В. Г. Богоров, Л. А. Зенкевич и др. (СССР), Дж. Д. Айзекс, В. М. Чапмен (США), К. Э. Лукас (Великобритания), Р. Марумо, И. Мацуи (Япония).
Лит.: Морской атлас, т. 1—2, Л., 1950—1953; Шокальский Ю. М., Океанография, 2 изд., Л., 1959; Фролов Ю. С., Новые фундаментальные данные по морфометрии Мирового океана, "Вестник ЛГУ", 1971, №6; Кэррингтон P., Биография моря, пер. с англ., Л., 1966; Истошин Ю. В., Океанология, Л., 1969; Дитрих Г., Общая океанография, пер. с нем., М., 1962; Океан. [Сб. ст.], пер. с англ., М., 1971; Шепард Ф. П., Морская геология, пер. с англ., 2 изд., Л., 1969; Леонтьев О. К., Дно океана, М., 1968; Белоусов В. В., Земная кора и верхняя мантия океанов, М., 1968; Геология и геофизика морского дна, пер. с англ., М., 1969; Исследования по проблеме рифтовых зон Мирового океана, т. 1—2, М., 1972; Система рифтов Земли, пер. с англ., М., 1970; Фурмарье П., Проблемы дрейфа континентов, пер. с франц., М., 1971; Виноградов А. П., Введение в геохимию океана, М., 1967; Лисицын А. П., Осадкообразование в океанах, М., 1974; Современные осадки морей и океанов, М., 1961; Меро Д. Л., Минеральные богатства океана, пер. с англ., М., 1969; Калинко М. К., Нефтегазоносность акваторий мира, М., 1969; Initial reports of the deep sea drilling project, v. 1—20, Wash., 1969—73.
Смотрите также
Возможности использования элементов дополнительной
характеристики тематических карт в учебном процессе.
Изучая учебно-методическую литературу мы не нашли
вариантов использования элементов дополнительной характеристики совместно с
картографическим изображением, поэтому мы предлагаем фрагменты уроков с
...
Характеристика возможностей рекреационного использования ресурсов Ирландии
Перед
выбором темы я знал об Ирландии следующее: остров-блюдце (по берегам невысокие
горы, в середине – равнины), населена потомками кельтов, имеет длинную историю
войн из-за религии и терр ...