История развития знаний об океанеМатериалы студентам и ученикам / Океан / История развития знаний об океанеСтраница 2
В 1872—76 состоялась первая океанографическая экспедиция на судне "Челленджер", положившая начало специальным океанографическим экспедициям, созданию новых технических средств и методов наблюдений. В 1872—82 Дитмар (Великобритания) по данным экспедиции на "Челленджере" подтвердил постоянство химического состава вод О. и преобладание в нём хлоридов. В 1902 М. Кнудсен (Дания) разработал метод определения солёности воды по содержанию в ней хлора, а также таблицы солёности и плотности воды. В конце 19 — начале 20 вв. организуются международный и национально океанографические учреждения и сети береговых станций. Созданный в 1902 Международный совет по изучению моря ввёл унификацию методик океанографических измерений, стандартные горизонты и разрезы для повторных наблюдений в О.
После экспедиций "Челленджера" в О. были выполнены многие научные плавания, в том числе С. О. Макарова на "Витязе" (Россия, 1886–89), А. Агассиса на "Альбатросе" (США, 1888—1905), на "Метеоре" (Германия, 1925—27), "Мансю" (Япония, 1925—28), "Дисковери II" (Великобритания, 1929—39) и др. Начались систематические работы в отдельных районах О. (Гольфстрим, Куросио, Антарктида, Северный Ледовитый океан и др.). В СССР основное внимание уделялось изучению прилегающих морей. К конце 30-х гг. 20 в. они стали наиболее изученными районами Мирового океана.
В 1905 В. Экман (Швеция) разработал теорию дрейфовых течений. В 1903 Й. В. Сандстрём и Б. Гелланд-Хансен (Норвегия) разработали на основе теории В. Бьеркнеса (Норвегия) динамический метод расчёта течений, который в 1935 был развит Н. Н. Зубовым (СССР). В 1912—16 Б. Гелланд-Хансен предложил метод анализа температурно-солёностных кривых в целях изучения структуры О. и процессов перемешивания вод; позже этими вопросами занимался советский учёный В. Б. Штокман. В 1907 Дж. Дарвин (Великобритания) предложил упрощённый метод гармонического анализа приливов; в 1922 Штернек составил первую карту котидальных линий для Мирового океана. В теорию приливов и в развитие методов их предвычисления большой вклад внесли А. Дефант (Австрия, 1923), Д. Праудмен (Великобритания, 1924), А. Т. Дудсон (Великобритания, 1924, 1928), советские учёные Н. Е. Кочин (1938), Л. Н. Сретенский (1936), В. В. Шулейкин (1938) и др.
В СССР океанографические исследования начались после создания в 1921 по декрету, подписанному В. И. Лениным, Плавучего морского института и введения в строй научно-исследовательского судна "Персей". На базе института в 1929 был создан Океанографический институт, преобразованный в 1933 во Всесоюзный институт рыбного хозяйства и океанографии. В 1925 организован институт по изучению Севера (ныне Арктический и Антарктический научно-исследовательский институт). В 1929 в Крыму под руководством В. В. Шулейкина создана первая морская гидрофизическая станция (впоследствии Морской гидрофизический институт АН СССР). В 1943 организован Океанографический институт государственный. В 1946 П. П. Ширшов основал Океанологии институт АН СССР.
До 40-х гг. 20 в. океанографические экспедиции занимались главным образом описанием конкретных океанических и морских бассейнов и распределением в них важнейших физических и химических характеристик вод, течений, приливов, волнения, ледовитости и др. морских явлений; исследования носили преимущественно региональный и режимный характер, широко использовались методы климатологии, картирование и др. географические методы. Большой вклад в науку об О. внесли Ю. М. Шокальский, Н. М. Книпович, К. М. Дерюгин, Вс. А. Берёзкин, В. Ю. Визе и др. (СССР), X. Свердруп, Ф. Нансен (Норвегия), О. Крюммель, Г. Вюст, Г. Шотт (Германия), И. Суда (Япония), О. Петерсон (Швеция), Р. Айселин (США) и др.
Смотрите также
Микрогосударства Европы
На современной
политической карте мира насчитывается около 230 стран и территорий, подавляющее
большинство из которых – суверенные государства.
Бесспорно, что при
таком большом числе стр ...
Типология природных ресурсов
...
Транспортная система Украины
Уровень
развития транспортной системы государства — один из важнейших признаков ее
технологического прогресса и цивилизованности. Потребность в высокоразвитой
транспортной системе еще более ...