Заключение: проблемы и перспективы районаМатериалы студентам и ученикам / Социально-экономическая характеристика Уральского экономического района / Заключение: проблемы и перспективы района
Остро стоит вопрос экологии в Уральском экономическом районе. Характеризуя индустриальный Урал как зону острого экологического неблагополучия, не следует забывать, что он несёт на себе следы разнообразных по генезису радиационных воздействий. Причём радиационное загрязнение Уральского региона по объёму значительно превышает чернобыльское. Именно здесь в 1957 году произошла тяжелейшая радиационная авария, известная как Каштымская. Она связана с деятельностью военного ядерного центра "Челябинск - 40" (производственное объединение " Маяк"), на котором произошёл взрыв ядерных отходов в одном из хранилищ. При этом произошло загрязнение значительной части Челябинской области и прилегающих районов Свердловской, Тюменской и Курганской областей. К сожалению, эта авария не была единственной. В 1967 году с обнажившейся береговой полосы озера Карачай произошла утечка сильно радиоактивных иловых отложений на расстоянии до 75 км. Имели место и другие инциденты. Аномально высокой является радиационная нагрузка в районе междуречья Теча – Мишеляк площадью около 30 – 40 км². Именно здесь расположены несколько десятков могильников (по некоторым источникам - более 200), в которых в специальных хранилищах и ёмкостях хранятся твёрдые и жидкие отходы общей суммарной активностью более 1 млрд. Ки. Техногенными радионуклидами загрязнены территории городов Каменск-Уральский, Камышлов, Красноуфимск и др.
Также, в приделах уральского региона производились подземные ядерные взрывы, здесь же сосредоточено производство ядерных боеприпасов. Наконец, кроме техногенного, на Урале, как и в других горно-складчатых областях, отмечается сравнительно высокое естественное радиоактивное загрязнение, в том числе шламоотстойников, свалок, отвалов Нижнего Тагила, торфопредприятий Краснокамска и т. п. Таким образом, радиационное загрязнение справедливо можно считать бедой номер один Уральского региона.
Вместе с тем Урал – старейший горнопромышленный очаг России, где издавна ведётся добыча самых разнообразных минеральных ресурсов и развивается диверсифицированная обрабатывающая промышленность. Нарушение природных комплексов и повышенное загрязнение воздуха, водной среды и почв наблюдается в ареале Екатеринбург - Нижний Тагил площадью несколько десятков тыс. км. При этом по объёму вредных выбросов Южный Урал превосходит Северный примерно в 2 раза. До последних лет лидерство принадлежало Нижнему Тагилу и Магнитогорску – центрам чёрной металлургии (металлургические предприятия Нижнего Тагила дают до 90% всех выбросов в атмосферу города).
Одна из важней проблем Урала - техническое перевооружение и реконструкция промышленных предприятий, прежде всего металлургических и машиностроительных. Без этого в условиях перехода к рыночной экономике невозможно обеспечить конкурентоспособность продукции, выпускаемой его предприятиями. Особо важное значение для района, учитывая его специфику, имеет реализация программ конверсии военно-промышленного комплекса.
В целях укрепления сырьевой базы уральской промышленности необходимо не только осваивать новые месторождения, но и шире использовать вскрышные породы, вести комплексную переработку сырья и утилизацию отходов производства, а также добычу полезных ископаемых с более глубоких горизонтов.
Несмотря на проведение мероприятий по водообеспечению крупных промышленных узлов, дефицит остаётся значительным и в настоящее время. Это сдерживает развитие водоёмких отраслей промышленности
Смотрите также
Развитие Восточно-Сибирского района
Состав:
Иркутская область, Читинская область, Красноярский край, Агинский Бурятский,
Таймырский (Долгано-Ненецкий), Усть-Ордынский, Бурятский и Эвенкийский
автономные округа. Республики: Бу ...
Реки челябинской области
По территории Челябинской области протекает
3602 реки общей протяженностью 17,925 тыс. км, находится 467 прудов и
водохранилищ, 3170 озер общей площадью 2125 км2 (из них 1340 учтенных озер
...
История Автобусов
В 1746 году было
завершено строительство первой "перспективной дороги"
государственного значения протяженностью 728 верст, соединившей Москву и
Санкт-Петербург. Сие событие, свершившееся ...