Культура и бизнесМатериалы студентам и ученикам / Япония в мировом хозяйстве / Культура и бизнес
Реальное проникновение бизнеса в сферу культуры наметилось лишь в послевоенные годы. Правда, занятые на первых порах созданием новой экономической структуры, дельцы лишь время от времени обращались к культурной деятельности. И только в середине 60-х гг. в связи с выступлением общественных сил против компаний, свидетельствующим об обострившейся кризисной ситуации в социально-экономической и духовной жизни японского общества, промышленники сделали серьезную ставку на культуру как на панацею от всех социальных бед. При этом не последнее место в их расчетах занимали и рекламные цели — желание приукрасить свою деятельность различного рода культурными новациями.
Налаживание отношений с миром искусства развернулось по нескольким направлениям. Многие японские компании стали покровителями театрального искусства. Речь идёт прежде всего о современных жанрах, так как традиционный театр имеет достаточно стабильные финансовые источники.
Особой популярностью среди промышленных и торговых фирм пользуется одна из самых богатых полукоммерческих театральных трупп «Сики», завоевавшая успех у зрителей постановками для детей. Многолетние деловые контакты связывают «Сики» с крупной страховой компанией «Ниссэй». Ежегодно компания выделяет труппе театра 500 тысяч долларов. К финансированию труппы охотно подключились и другие фирмы: часть доходов переадресовывал этому театру, например, магнат кораблестроения Сасакава Рёити.
В наиболее нестабильном финансовом положении в Японии находятся классический балет и современное танцевальное искусство. Представители этих профессий вынуждены поддерживать свое искусство на средства, получаемые от небольшой группы промышленных меценатов и учеников балетных школ.
Заметной фигурой в музыкальном мире 60–70-х гг. стал Эдо Хидэо — президент одной из дочерних фирм корпорации «Мицуи», занимавшейся вопросами недвижимости. Только на организацию Первого музыкального фестиваля в Токио он пожертвовал из доходов своей фирмы 500 тыс. долларов.
Многие представители японской индустрии предпочитают коллекционировать произведения живописи. Этот вид капиталовложений представляется им наиболее надежным. Ведь произведения известных мастеров имеются в ограниченном количестве, поэтому спрос и соответственно цены на них имеют постоянную тенденцию к росту. Так, если на международных аукционах стоимость произведений живописи повысилась в среднем на 30%, то в Японии — на 50–80%. Японские промышленники стали все более широко вкладывать свои капиталы в искусство, стараясь застраховать себя от инфляции и нестабильности рынка.
Один из крупнейших частных музеев страны — «Яматанэ», основанный в 1966 г. страховым банкиром Ямадзаки Танэдзи. В его фондах более 700 шедевров послевоенного японского и зарубежного искусства. Здесь проходят выставки современных живописцев, организуются просветительские лекции. За достижения в области изобразительного искусства присуждается специальная премия «Яматанэ».
Своими собраниями славятся также музей «Рикар» и музей «Ота», где в основном представлены древние гравюры. Первый открылся в 1972 г. и насчитывает 6 тыс. экспонатов, приобретенных меценатом Синдзи Хираки. Второй музей, коллекция которого в два раза больше, был основан Ота Сайдзо, членом совета директоров одной из страховых компаний. В этом же ряду следует назвать художественный музей известного торговца недвижимостью Мацуока Сандзиро.
Очень популярен музей «Бриджстоун», принадлежащий компании по производству шин и других резиновых изделий «Бриджстоун тайя». Ежегодно его посещает более 100 тысяч человек. Музей постоянно пополняет свою коллекцию, первоначально принадлежавшую президенту компании Исибаси Сёдзиро, приобретая произведения японских и европейских мастеров, причем ассигнования на эти цели постоянно возрастают. Настоящей мировой сенсацией стало приобретение музеем в 1980 г. за 700 млн. иен одной из картин Пикассо.
В лихорадочную погоню за шедеврами включились многие японские компании, выделяя на это крупные средства. Одной из сенсаций «японского наступления» явилась покупка в 1987 г. на лондонском аукционе «Кристи» крупнейшей японской страховой компанией «Ясуда мэрин энд файр иншурен» картины Ван Гога «Подсолнухи» за сумму почти 40 млн. долларов. Она пополнила коллекцию музея «Ясуда Касай» имени Сэйдзи Того, в которой находилось уже 500 работ кисти западных мастеров. За год до этого музей приобрел две картины Ренуара: «Купающаяся женщина» за 1,7 млн. долларов и «Девочка в шляпке» за 1,03 млн. долларов.
Для одних предпринимателей культура превратилась в предмет коммерции, для других же она не имеет никакого отношения к основной сфере хозяйствования и является своего рода «компенсацией» обществу за получаемые выгоды, для третьих — это одно из направлений рекламной работы. Более того, некоторые рассматривают покровительство культуре как эффективное средство создания благопристойного имиджа. При всех различиях очевидно одно: вовлечение культуры в сферу предпринимательской деятельности корпораций усиливается.
Смотрите также
Общие сведения о подземных коммуникациях
К подземным коммуникациям
относятся такие прокладки в грунте как трубопроводы, кабельные сети,
коллекторы.
Трубопроводы — это сети водопровода, канализации, газоснабжения,
теплофикации, водо ...
Заключение
Проведенное
рассмотрение дает основания полагать, что ответ на вопрос: есть ли
перспективы у свободных экономических зон в России - может быть положительным.
Однако несомненно и то, что эффект ...