РельефСтраница 1
На Кольском полуострове Балтийский щит сложен в основном древнейшими метаморфизованными и изверженными породами. Многочисленные разломы, образовавшиеся в кристаллическом щите, и вертикальные движения по ним участков земной коры определили основные особенности рельефа области. Сложному рельефу добавили своеобразия ледники четвертичного времени. Отсюда они двигались на Русскую платформу и здесь, отступая, дольше всего задерживались. Всюду на плато видны ледниковые шрамы, оглаженные скальные купола - “бараньи лбы”, их скопления - “курчавые скалы”, в котловинах и трещинах - желоба выпахивания, а в горах - ледниковые цирки, троговые долины, каменные россыпи. Четвертичные отложения здесь маломощны и не имеют сплошного распространения (Г.Д. Рихтер, 1946).
Между границей с Финляндией и Ловозером расположен центральный горный район. Долины рек и озера расчленяют этот хребет на отдельные массивы - тундры. Своей высотой здесь выделяются Рослим, Туадаш, Сальные, Чуна, Монче, Волчьи, Хибинские и Ловозерские тундры. В формах рельефа кристаллических щитов обычно отсутствует выраженность отдельных пластов, или свит, складчатые структуры геосинклинального пояса древнего основания не отражены в рельефе. Лишь иногда избирательная денудация создает значительный морфологический эффект - останцовые возвышенности, приуроченные к площадям развития стойких пород, например, кварцитов и некоторых интрузивных тел. Примером последних и служат отпрепарированные интрузивы основного и ультраосновного состава массивов Чуна- и Монче-тундр (Никольская), нефелиновых сиенитов Ловозерского массива и других возвышенностей Кольского полуострова. Правда, некоторые исследователи (Граве, Евзеров, Лихачев, Спицин) рассматривают Ловозерский массив как самостоятельно развивающийся со среднего палеозоя до настоящего времени многофазовую интрузию, т.е. как форму прямого тектонического рельефа. Но с такой трактовкой трудно согласиться; как отмечают сами авторы, очертания в плане Ловозерского массива соответствуют границам распространения интрузивного тела, что может быть лишь при избирательной денудации. В противном случае в поднятия оказались бы вовлеченными и вмещающие толщи пород, чего в действительности нет.
Хибинские тундры (Хибины) расположены в центральной части полуострова. Их высота около 1200 м. В них расположена высшая точка Кольского полуострова - гора Часночорр (1191 м.). Восточнее Хибин находится Ловозерский массив, а далее гряда Кейвы. На материковой части и на западе Кольского полуострова преобладает среднегорный и низкогорный рельеф. Горные массивы разделены низменностями. Восточная часть полуострова представляет собой сравнительно ровное, наклоненное к югу плато. Вдоль восточного и южного побережий расположены низменности. Северное побережье Кольского полуострова обрывистое, сбросовое по происхождению. Для него характерна сильная расчлененность, особенно на западе, где имеются глубоко вдающиеся в сушу Кольский и Мотовский заливы, а также полуострова Рыбачий и Средний. В прибрежной зоне разбросаны многочисленные острова (Кильдин, Семь Островов, Нокуев и др.). На юге берег опускается к морю постепенно, и лишь в западной части Кандалакшского залива к морю подходят возвышенности (Б.И. Кошечкин, 1969).
Горы Кольского полуострова имеют столообразную форму - высокие плоские плато круто обрушиваются к окружающим их низинам. Плато рассечены глубокими долинами и ущельями. Поверхность плато покрыта голыми каменными россыпями и обломками скал. Ледник, некогда покрывавший полуостров, сгладил горы и оставил валуны и морены, перегораживающие некоторые долины. Многие долины кончаются большими цирками и карами с отвесными стенами в несколько сот метров. На формирование рельефа большое влияние оказывает и размывающая деятельность воды: реки сносят много обломочного материала и образуют мощные дельты в устьях. Крупные реки, образовавшиеся еще до оледенения, текут в U-образных долинах, разработанных ледником, а мелкие, появившиеся уже после оледенения, - в узких каньонообразных долинах. Еще одной характерной особенностью рельефа гор являются многочисленные ущелья, рассекающие горные массивы и прибрежные плато по геологическим разломам. На побережье Мурмана они образуют фьорды - узкие длинные заливы с крутыми, местами отвесными скалистыми берегами. Типичным фьордом является Кольский залив. На Кандалакшском берегу распространены заливы ледникового происхождения - фиарды. Они отличаются от фьордов невысокими берегами (В.Г. Чувардинский, 1984).
Смотрите также
Характеристика различных видов транспорта
Железнодорожный транспорт
Железнодорожный
транспорт является наиболее развитым в Украине (см. табл.1), по общей длине
путей он занимает четвертое место в мире (после США, России и Канады). По
гр ...
Южная Корея в мировой экономике
Южная Корея во второй
половине текущего столетия олицетворяла собой динамизм экономического роста
развивающихся стран Восточной Азии. Не обладая сколь-нибудь значительными
природными ресурсами, она ...
Характеристика и проблемы Азиатско-Тихоокеанского региона
В данной работе
рассмотрены основные особенности АТР.
Опираясь на информацию
учебной литературы, Я рассмотрел основные страны этого региона, Новые
Индустриальные Страны и важнейшие гру ...