Региональное промышленное производство эффект кислородного голоданияМатериалы студентам и ученикам / Региональное промышленное производство эффект кислородного голоданияСтраница 12
Наблюдается строгая зависимость, — чем более развита тяжелая индустрия в области, тем меньший удельный вес в балансе кислорода передвижных источников загрязнения. И наоборот: в Винницкой области в 1984 г. от стационарных источников загрязнения связывалось 24.7 тыс.т. кислорода, а от передвижных — 67.6 тыс. т., т.е. около 2.7 раз больше, в соседней же Львовской области соотношение уже меняется — стационарные источники связывают 209 тыс. т. кислорода, а передвижные около 168.76 тыс.т. Схожая ситуация и на Ровенщине — стационарные источники связывают кислорода в 1.1 раза больше, чем передвижные.
Совсем иная картина в индустриальных областях Донбасса и Приднепровья. В Днепропетровской области стационарные источники потребляют 3062.9 тыс.т. кислорода, а передвижные — в 20 раз меньше. Аналогичная ситуация в Донецкой, Луганской, Запорожской областях, а так же в Ивано-Франковской области (хотя в последней превышение стационарных источников над передвижными составляет 5.3 раза, но это значительно больше чем в других областях западного региона).
Связывание кислорода в южном регионе Украины в большей части зависит от передвижных источников загрязнения. Так, кроме Крыма, в других областях региона (Николаевской, Одесской, Херсонской) превышение потребления атмосферного кислорода передвижными источниками загрязнения над стационарные составляет более 2 раз. Это соотношение остается приблизительно таким же на всем периоде наблюдений.
Баланс воспроизводства и потребления атмосферного кислорода за период наблюдений изменился практически диаметрально — с (-144.4) тыс.т. в 1980 г. до 187.34 тыс. т. уже к 1993 г. И этому есть логичное объяснение. Прежде всего, остановимся на факторах, определяющих величину баланса кислорода.
Более всего на баланс кислорода в его расходной части влияют объемы выбросов (отходящих от источника загрязнения веществ) от стационарных и передвижных источников. Причем в целом по Украине стационарные источники вносят большую лепту по сравнению с передвижными (в среднем за период наблюдений стационарные источники втрое больше потребляли атмосферного кислорода). Однако по регионам Украины существуют другие различия. Распределение баланса кислорода по годам дает яркую картину резкого преобладания Днепропетровской и Донецкой областей, а в совокупности с Запорожской, Луганской и Ивано-Франковской, мы получим “могучую кучку” областей, определяющих кислородный баланс над территорией нашего государства. И в них ведущую роль играют стационарные источники загрязнения.
В целом по Украине до 1989 г. баланс воспроизводства и потребления атмосферного кислорода (в натуральном выражении) имел отрицательные значения. Так, например, в 1988 г. он составлял, как было указано выше, (-144.4) тыс. т., в 1989-м — уже (- 25.66) тыс. т., а в 1990 г. стал положительным, т.е. воспроизводство кислорода в среднем по Украине превосходило его потребление на 54 тыс.т. Поскольку наибольшие объемы выбросов дает тяжелая индустрия, то именно остановка или сокращение производства на ее предприятиях, начиная с 1988-1990 г.г., которое приняло обвальный характер в 1992-1994 г.г., способствовали изменению баланса кислорода. В то время как потребление кислорода передвижными источниками загрязнения уменьшилось еще более заметно. Так, к 1993 г. потребление кислорода стационарными источниками составило 62% от уровня 1980 г., а передвижными — лишь 34%, выбросы стационарных источников более чем в три раза превосходили выбросы передвижных, а в 1993 г. уже наблюдалось 5-кратное превосходство. Данную ситуацию можно объяснить снижением грузовых перевозок между предприятиями Украины, а еще в большей мере — между смежниками украинских производителей и республиками бывшего СССР и стран Восточной Европы. В целом по Украине, существенно уменьшился фактический поток легковых автомобилей, кроме того, изменилась структура передвижных источников загрязнения в сторону более экономных (по потреблению энергоносителей) и более "экологичных" (по снижению выбросов СО и ряда других соединений) автотранспортных средств.
Интересно проследить изменение объема воспроизводства кислорода на 1 км2 территории за период наблюдений. Так, средний объем воспроизводства кислорода по Украине колебался от 491,8 т/км2. (минимум – 1982 г.) до 572,4 т/км2 (наибольшее значение – 1988 г.).
Смотрите также
Элементы дополнительного содержания
К элементам дополнительной характеристики территории
могут относиться дополнительные (так называемые “вредные”) карты с изображением
природных или социальных элементов, не вошедших в содержание осно ...
География Северного Кавказа
...
Проблемы и перспективы развития и размещения железнодорожного
транспорта в РФ
Происходящий в последние годы спад
объемов промышленного и сельскохозяйственного производства привел к снижению
объемов перевозок и значи-тельному ухудшению экономического положения
желез ...