Структура единой транспортной системы и место в ней
железнодорожного транспорта по территории страныМатериалы студентам и ученикам / Развитие и размещение железнодорожного транспорта / Научные основы развития и размещения транспорта на территории
страны / Структура единой транспортной системы и место в ней
железнодорожного транспорта по территории страныСтраница 2
Современный уровень организации учета и статистического наблюдения за наличием и использованием основных средств железнодорожного транспорта, перевозки грузов и пассажиров не имеет аналогов в других отраслях народного хозяйства России. Эксплутационная длина путей сообщения в 1993г. составила по железнодорожному транспорту - 158,1 тыс. км, в том числе общего пользования – 86,8 тыс. км, не общего пользования – 71,3 тыс. км.2
Для железнодорожного транспорта характерен постоянный рост грузовых и пассажирских перевозок который значительно отражает увеличение протяженности сети железных дорог. В структуре перевозок железнодорожного транспорта преобладают грузовые перевозки. Номенклатура перевозимых по железным дорогам грузов насчитывает несколько тысяч наименований, но ведущее место занимают 8 групп массовых грузов, на долю которых приходится около 80% грузооборота. К этим грузам относятся: каменный и коксовый уголь, черные металлы, нефтяные, лесные, хлебные, руда всякая, минеральные строительные материалы, минеральные удобрения.
Табл. I.2.2. Основные показатели работы и технической вооруженности железнодорожного транспорта1.
Показатель |
1985г. |
1991г. |
1993г. |
Грузооборот, млрд. т. км Перевезено грузов, млн. т Пассажирооборот, млрд. Перевезено пассажиров, млн. Эксплутационная длина, тыс. км Протяженность электрофици-рованных линий, тыс. км Численность работников, заня-тых на перевозках, тыс. чел. Производительность труда одно-го работника, занятого на перевозках, тон т-км |
3718,4 3951 374 4166 144,9 48,4 2074 1973 |
2316 5789 254,7 2696 151,5 49,2 2065 1956 |
1210,9 1030 255,2 2790 158,1 48,3 1079 1852 |
Значение железнодорожного транспорта в удовлетворении транспортных потребностей народного хозяйства и населения определяется такими свойствами и особенностями этого универсального вида транспорта, как: возможностью сооружения эксплутационных дорог в любом направлении и в любом районе страны; обеспечение устойчивых связей между районами; высокой пропускной и провозной способностью; высокой его регулярностью, независимостью железнодорожного транспорта от времени года, времени суток, погодных условий; возможностью создания удобной прямой связи между крупными предприятиями, что сокращает число дорогостоящих перевозок грузов; более коротким путем перевозки грузов по сравнению с водным транспортом; способностью перевозить самые разнообразные грузы и выполнять массовые перевозки грузов и пассажиров с большой скоростью; невысокой себестоимостью перевозок.
К недостаткам железнодорожного транспорта следует отнести значительную потребность в капиталовложениях и трудовых ресурсах. Кроме того, железнодорожный транспорт является крупным потребителем металла (на 1 км магистральной линии требуется 130-200 т металла не считая подвижного состава).
Смотрите также
Южная Корея в мирохозяйственных
связях
Развитие хозяйства
Южной Кореи во многом определялось расширением ее внешнеэкономических связей,
важнейшее место среди которых занимала внешняя торговля. ...
Швейцария и туризм
Развитие
туристического бизнеса в условиях рынка требует четкого представления о наличии
рекреационных ресурсов на определенной территории. Высокий ритм жизни,
информационные и эмоциональны ...
Экономическая география и регионалистика
Экономическая
география и регионалистика – это комплекс научных дисциплин, изучающих
экономические процессы и явления в территориальном , географическом аспекте.
Основываяс ...