Международно‑правовой режимМатериалы студентам и ученикам / Океан / Международно‑правовой режимСтраница 2
Международно-правовое регулирование рыболовства и других морских промыслов в О. устанавливается в целях рационального промысла, не нарушающего воспроизводства биомассы О.
Прибрежные государства в рыболовных зонах, прилегающих к их территориальным водам, резервируют за своими гражданами преимущественные или исключительные права на ведение рыбного и иных морских промыслов. Имеется значительное число многосторонних и двусторонних соглашений, регулирующих рыбный и др. морские промыслы в открытом море; в некоторых таких соглашениях участвует СССР (например, Конвенция 1949 по рыболовству в северо-западной части Атлантического океана, Женевская конвенция о рыболовстве и охране живых ресурсов открытого моря 1958, Конвенция по регулированию китобойного промысла 1946, Конвенция о сохранении котиков северной части Тихого океана 1957). Важное значение имеет декларация 6 социалистических стран 1972 о принципах рациональной эксплуатации живых ресурсов О. в общих интересах всех народов.
Международно-правовой режим научных исследований ставит своей задачей обеспечить благоприятные условия для проведения всесторонних исследований О., а также атмосферы и космоса с морских акваторий. Этот раздел морского права находится в стадии становления. Деятельность исследовательских судов в различных акваториях О. определяется статусом этих акваторий, т. н. правом флага, принципом свободы открытого моря и др. Важное значение имеет соглашение, заключённое в 1973 СССР и США, о сотрудничестве в области исследования О.
Международно-правовой режим дна и недр — малоразработанная область современного международного морского права. Промышленная деятельность на дне О. (как и охрана морской среды), в отличие, например, от торгового и военного мореплавания, — "нетрадиционный" вид морепользования, получивший развитие в 60-х — начале 70-х гг., что вызвало необходимость соответствующего правового регулирования. Наиболее четко урегулированы вопросы правового режима континентального шельфа. Дно и недра О. за пределами шельфа открыты для использования исключительно в мирных целях всем государствам, без какой-либо дискриминации, причем разведка и разработка естественных ресурсов дна О. не должны противоречить принципам свободы судоходства, рыболовства, научных исследований и др.
Международно-правовая охрана среды О. имеет целью обеспечить сохранность морской среды, экологическое равновесие при проведении любой деятельности по использованию О., предотвратить его загрязнение (в особенности радиоактивное заражение), нарушение существующих биологических, химических и физических соотношений и процессов, а также причинение недопустимого ущерба флоре и фауне, структуре дна и недр, атмосфере над О. и т.д. Имеются международные конвенции и внутригосударственные законы по борьбе с загрязнением, заражением морской среды (например, конвенции по борьбе с нефтяным загрязнением — 1954, 1962, 1969, 1972, 1973); недопустимость радиоактивного заражения О. установлена Женевской конвенцией об открытом море 1958, договором о запрещении испытаний ядерного оружия 1963 в атмосфере, в космическом пространстве и под водой и др.
С правовым режимом О. тесно связан и правовой режим воздушного пространства над соответствующими акваториями. Так, воздушное пространство над внутренними водами и территориальными водами данного государства находится под его полным и исключительным суверенитетом, право "мирного пролёта" над этими акваториями без разрешения прибрежного государства не допускается. Регулярные международные рейсы авиакомпаний совершаются по установленным в международных соглашениях воздушным трассам, а эпизодические полёты — только с разрешения соответствующего государства. Воздушное пространство над открытым морем находится в общем пользовании всех государств и свободно для полётов всех аэронавигационных аппаратов.
Соблюдение норм международного морского права на О. — один из важнейших факторов развития международного сотрудничества, обеспечения мирного сосуществования государств с различными социальными системами, оно предполагает устойчивый правопорядок, т. е. установленный нормами международного морского права порядок отношений государств на О. в связи с использованием его в качестве международных путей, источника естественных и минеральных богатств, а также источника научных знаний.
Лит.: Актуальные проблемы современного международного морского права, М., 1972; Океан, техника, право, М., 1972; Гуреев С. А., Коллизионные проблемы морского права, М., 1972; Колодкин А. Л., Мировой океан. Международно-правовой режим. Основные проблемы, М., 1973.
Смотрите также
Введение
Государство Южная
Корея (Республика Корея) расположено в восточной Азии, занимает Корейский
полуостров, прилегающую к нему часть материка и около 3,5 тыс. прибрежных островов.
Территория — 220, ...
Корейская Народно-Демократическая Республика
Практически каждый
человек знает всё о своей стране. Но очень мало людей знают то же самое о
зарубежных странах, особенно отсталых или развивающихся. Когда мой отец
вернулся из Северной Кор ...
Экспорт обрабатывающей промышленности
На протяжении
очень длительного времени размеры выплавки металлов, продукция машиностроения и
химической продукции едва ли не в первую очередь определяли экономическую мощь
любой страны. Се ...