Президентские выборы 1992 годаМатериалы студентам и ученикам / Мадагаскар / Президентские выборы 1992 годаСтраница 2
Важно, что, несмотря на политическое поражение, Рацирака остался сильным лидером и является реальным противовесом президенту Зафи & Co. Зафи, в целом, придерживается прозападных позиций, а Рацирака - в целом, антизападных, но в реальности оба мадагаскарских лидера - националисты и склонны к игре на противоречиях сторон. Этим они продолжают традиционную линию старых и новых лидеров Мадагаскара. Самое важное, что множество фактов социальной и экономической реальности Мадагаскара говорит о том, что эти две линии взаимно уравновешиваются: всегда есть приоритет одной из них, но нет однозначного доминирования.
Стоит учитывать, что в современной ситуации без четкого лидера и одной доминирующей партии, когда в стране имеют место этнические противоречия + четкие региональные противоречия + склонность к генерированию большого количества партий с непримиримыми позициями и оппозициями + отчаянно тяжкое внешнеэкономическое положение с долгом, превышающим 4 миллиарда долларов, добиться стабильности практически невозможно. Сложившиеся условия неизбежно приводят к тому, что иностранные компании, пытающиеся работать на Мадагаскаре или инвестировать в него, буквально вязнут здесь и становятся в высшей степени зависимыми от его нестабильности.
* * *
Сложившаяся ситуация и уход в оппозицию Рацираки с новой актуальностью поставили вопрос о взаимоотношениях различных регионов страны. Интересно и симптоматично следующее: Рацирака лишился президентской власти, но остался весьма значимым политическим лидером, а его основной опорой стали прибрежные районы страны, которые традиционно составляли оппозицию внутренним регионам с доминирующей группой мерина. Рацирака апеллировал к новой Конституции, построенной на федеральных принципах, новые же власти настаивали на унитарном варианте Конституции. Противоречие между федералистами и унитаристами оказалось весьма существенным и говорит о многом. Альтернатива “унитаризм : федерализм” держалась на острове долгое время и естественным образом решалась путем выяснения отношений между мерина и другими этническими группами. Потом вмешались французы и подвели все этническое разнообразие к общему колониальному знаменателю. Но это - дело временное, и в перспективе конфликт унитарного и федеративного подходов к государственному устройству Мадагаскара может только углубиться. При определенных обстоятельствах он может даже привести к выделению различных частей острова в качестве самостоятельных государств.
Этот процесс был бы весьма логичен с точки зрения борьбы Мадагаскара за свою независимость, потому что таким образом выбирается вариант, когда иностранным государствам, ориентированным на его эксплуатацию, все труднее становится контактировать с островом. Подобных примеров в Африке множество.
* * *
Политическая нестабильность в стране вызвала неизбежное следствие: западные инвесторы предпочли подождать стабильности; МВФ также отложил выдачу очередных кредитов - до выяснения обстоятельств. Экономическое положение в стране ухудшилось, резко покатились вниз самые разные показатели, например, рост ВНП. Правда, похоже на то, что все эти показатели на Мадагаскаре носят полуфиктивный характер и их снижение ни на что не влияет - это, скорее, забава для западных компаний, но не для местного населения.
Российским компаниям в первую очередь нужно учитывать динамизм существующей расстановки сил, понимать, кто есть кто, и при этом быть готовыми к периодической смене власть предержащих - без существенной наследственности, что может проявляться как в ротации коррумпированного аппарата правительства Мадагаскара, так и - самое главное - в радикальной смене правительства в целом, с текущими Президентом и Премьер-министром. При массе недовольных в стране нет никаких оснований надеяться, что приток западных инвестиций приведет к улучшению положения: оно катастрофически неважно, и никакие внешние меры его изменить не в силах. Все это гарантирует самую мощную оппозицию, имеющую массу поводов для использования народного недовольства.
Смотрите также
Топография карт
Карты допускают
единовременный обзор пространства в любых пределах – от небольшого участка
местности до поверхности Земли в целом. Они создают зрительный обзор формы,
величины и взаимного п ...
Социальный налог
Единый социальный налог является серьезным новаторством, включенным во вторую часть Налогового кодекса. Этот налог заменил собой действовавшие ранее отчисления в три государственных внебюджетных соц ...
Соединенные Штаты Америки
По размерам территории Соединенные Штаты
Америки занимают среди стран мира четвертое место (9,4 млн. км2). В
состав США входят три части. Первая - основная территория, на которой
расположен ...