Некоторые выводы и исторические параллелиМатериалы студентам и ученикам / Мадагаскар / Некоторые выводы и исторические параллелиСтраница 2
Весьма показательна параллель между поведением буров в Южной Африке и жителей Мадагаскара. Буры оказались гораздо сильнее и посредством настойчивой, активной, глубоко продуманной политики фактически вытеснили бритов из ЮАР. Большое количество бритов, по-прежнему остающихся в стране, - фактические приживалы южноафриканского государства, не играющие в нем значимой роли. Экономику и политику страны контролируют буры (в современном варианте - с добавлением некоторого количества черных лидеров).
Жители Мадагаскара не могли вытеснить западных колонизаторов и отстоять свою страну, но они добиваются ее независимости существенно иным путем. Буры “изобрели” апартеид, и иностранные компании в ЮАР стали стремительно разоряться. На Мадагаскаре просто создают невозможные условия для работы иностранцев - таков путь к независимости слабого государства, очень популярный в Африке.
Невероятно низкие адаптивные способности западных людей обязательно следует учитывать не только при историческом анализе, но и при построении современной деловой / торговой политики. Западные люди никак не могут понять, что апартеид в ЮАР был не только способом построения общества расовой дискриминации, а методом разорения иностранных компаний на юге Африки (в ЮАР и Намибии). Западные люди никак не могут понять, что “ватное сопротивление” и нарастающие племенные конфликты в странах “третьего мира” есть фактический провал политики колониализма и неоколониализма.
Всё это - формы сопротивления местных народов западным колонизаторам. Все, кто не хочет или не может систематически осваивать территории, вытесняются с них. Вытеснение идет самыми различными путями, в зависимости от силы местного этноса, племенной структуры и так далее, но суть от этого не меняется: западные люди вместе со своими компаниями и декларациями стремительно откатываются на свои же территории.
* * *
Мы довольно часто сталкиваемся с тем, что на русские компании на мировом рынке смотрят как на нечто питекантропное. Стандарт цивилизованности - это английская или французская торговая компания. Пожалуйста, учитывайте, что западные “коллеги” по внешней торговле вряд ли воспринимают Вас как вполне цивилизованного человека. С этим не надо бороться (и не стоит даже обижаться) - это можно и нужно использовать в свою пользу.
Новая страница в отношениях Мадагаскара и западных стран была открыта в 1861 году, когда на престол взошла королева Радама Вторая. События разворачивались стремительно и всё более в сторону фактической колонизации Мадагаскара. Так, в 1862 году в Антананариву были открыты консульские представительства Франции и Англии, а этот тривиальный акт в те времена означал начало фактической колонизации: Англия и Франция не создавали свои консульства в странах “третьего мира” без специальных интересов.
В 1862 году были подписаны торговые соглашения Мадагаскара с Францией и Англией.
В 1862 году французский предприниматель Жан Ламберт получил разрешение королевы на разработку полезных ископаемых в северо-западной части острова.
В 1865 году было подписано новое, более широкомасштабное соглашение с Британией.
В 1868 году аналогичное торговое соглашение было подписано с Францией.
Согласно этим документам, иностранцы получали возможность торговать на Мадагаскаре и взамен признавали Радаму Вторую правительницей всего острова.
Активизировалось и миссионерское движение, что всегда предшествовало масштабной колонизации территории. В 1862 году начинается новая эра “евангелизации” Мадагаскара: здесь появились и католические, и протестантские миссионеры. Они, соответственно, отражали интересы Франции и Англии. Бог имел очень четкую национальную идентификацию: католический Бог жил в Париже, протестантский - в Лондоне.
Важным шагом в политической эволюции Мадагаскара стал фактический переход власти от небольшой группы аристократии мерина к “дворянству” мерина, то есть к социальной прослойке, называвшейся хова. Роль хова стала явно усиливаться с середины XIX века. В 1863 году королева Радама Вторая была убита, и власть захватили представители социальной группы хова. Верховными правителями на острове стали два брата с очень длинными именами - Раиниволинахитриниони и Раинилиаривони. Королевская власть также сохранилась, но прежней силой она уже не обладала.
История убийства королевы в 1863 году достаточно темна, и не вполне ясно, с чем это было связано. Несомненно, что новая королева Ранавалона Вторая также занимала прозападную позицию. Она стала первой королевой Мадагаскара, принявшей христианство. Отчаянная борьба католических и протестантских миссионеров за обращение неверных - и особенно членов королевской семьи - в истинную веру завершилась полной победой протестантов, то есть бритов. Протестантство стало государственной религией острова, и все министры королевства Имерина также стали протестантами.
Смотрите также
Индустрия - сырьевые ресурсы
Современная
индустрия, в особенности такие ее отрасли, как химический синтез, выплавка
легких металлов, отличается повышенной потребностью в энергии, воде и сырье.
Чтобы выплавить 1 т алюми ...
Черноморские проливы
Редко говорят о них по отдельности, в нашем представлении они
выступают как единое целое. Черноморские проливы, говорим мы, и это понятие
обхватывает не только сами проливы, но и Мраморное море, ...
Рельеф
В Испании расстояние с севера на юг не превышает
870 км, с востока на запад – 1000 км, а протяженность береговой линии – 2100 км
(в том числе около 1130 км приходится на Средиземное море и 970 км – ...