Кирилловская церковьМатериалы студентам и ученикам / Киев- как объект туристко-экскурсионных услуг / Туристко–экскурсионные ресурсы Киева / Церкви и монастыри / Кирилловская церковьСтраница 1
В 11-12 веках наиболее простой путь к Киеву лежал с севера. Севернее города была местность, которая называлась “Дорогожичи”. Через нее проходили дороги на Вышгород, Чернигов, Новгород, Смоленск и Полоцк. Контроль над Дорогожичами означал контроль над связями Киева с наиболее важными городами и княжествами, которые, по крайней мере, номинально, были под юрисдикцией Киева. В 12 веке шел процесс распада центральной власти, и местные князья боролись за независимость от Киева. Среди наиболее могущественных князей были князья Черниговские – именно они некоторое время властвовали в Дорогожичах. Олеговичи, наследственные князья Чернигова, основали в Дорогожичах монастырь, и в 1146 году построили в монастыре большую каменную церковь. Церковь была названа в честь Святого Кирилла, одного из наиболее выдающихся православных святых.
Святой Кирилл (827-869г.г. н.э.), в миру Константин, причисляется к “славянским апостолам”. Он со своим братом Святым Мефодием проповедовал Евангелие славянам в Моравии, откуда христианство распространялось в славянских землях, в том числе и в Киевской Руси. Он создал алфавит Кириллицу и перевел Евангелие и некоторые другие церковные книги на старославянский. Для Черниговских князей 12 века Кирилл был более выдающейся фигурой, чем его брат.
Церковь была построена на территории монастыря (сегодня от монастыря не осталось никаких следов), на горе, которая возвышалась над долиной, по которой протекала речка Почайна. В церкви хоронили Черниговских князей.
Структурным ядром каждой церкви Киевской Руси было строение с арками, которые начинались с высоких и массивных колонн. Пилон держит на себе купол, на цоколе которого по кругу располагались окна. Конструкция Кирилловской церкви типична - трехапсидное, крестовокупольное здание, увенчанное одним куполом. В 17 веке было достроено еще 4 купола.
Поскольку церковь оставалась действующей, она постоянно реконструировалась в соответствии с новыми представлениями.
Первоначальное убранство церкви было намного более скромным. Впечатление, которое она создает сейчас, сильно отличается от того, которое могло бы быть, если бы сохранился ее первоначальный вид. В результате реконструкции 17 века церковь превратилась в здание в стиле украинского барокко. Купола придали легкость архитектурным формам и создали ощущение возвышенности.
Изменения меньше затронули внутреннее убранство церкви, поэтому оно лучше свидетельствует о ее первоначальном интерьере. В церкви, где всего несколько источников естественного света, общий полумрак контрастирует с хорошо освещенной центральной частью церкви под большим куполом.
На большинстве сохранившихся фресок 12 века изображена миссионерская деятельность Святого Кирилла и его проповеди Святого Евангелия. Историки живописи утверждают, что фрески были созданы местными художниками, которые, очевидно, были знакомы с религиозным искусством Византии, особенно, Македонии. Некоторые эксперты даже полагают, что художники, возможно, были знакомы с романским искусством Западной Европы того времени. К сожалению, фрески находятся в плохом состоянии, и это мешает прийти к окончательному решению. Во время реконструкции 17-18 века новая роспись накладывалась на старые фрески. Попытки снять верхний слой приводят только к тому, что на стенах оставались белые пятна.
В 1734 году церковь сильно пострадала от пожара. Киевскому архитектору Ивану Григорович-Барскому было поручено провести все необходимые работы по реставрации и реконструкции. Внешний вид церкви был сильно изменен.
Старинные фрески открыли в 1860 году и 80-е годы была проведена огромная реставрационная работа под руководством профессора А. Прахова. Вместо оставшихся от предыдущих реставрационных работ белых пятен на стенах, было решено украсить церковь новой живописью. Но это было очень сложное задание – украсить церковь 12 века живописью конца 19 века, и при этом не разрушить стилистическое единство церкви. Несколько художников были приглашены для этой работы, и среди них был молодой Михаил Врубель, художник необыкновенного таланта.
М. Врубель принимал участие не только в реставрационных работах и росписи церкви, но также создал иконы для нового иконостаса. Его "Дева Мария" (в православной церкви ее обычно называют “Божья Матерь”) дополняет ряд изображений Девы Марии. Христос и Святой Кирилл выполнены Врубелем в той же манере, за которую позднее он был назван “виртуозом живописи”.
Смотрите также
Современное состояние проблемы
Основные
факторы, которые необходимо учитывать при решении проблемы Курильских островов
o
наличие богатейших запасов морских биологических
ресурсов в акватор ...
Свободные экономические зоны в РФ проблемы функционирования
Свободные
экономические зоны (СЭЗ) прочно вошли в мировую хозяйственную практику и
действуют в различных странах. Сейчас в мире, по разным данным, от 400 до
2000 СЭЗ, но, как отмечено ...
Место США
в мировом капиталистическом хозяйстве
США -
единственная страна мира, чья экономика вышла из второй мировой войны
значительно окрепшей. В первые послевоенные десятилетия лидирующее положение
США в мировом хозяйстве было бесспорно. Войн ...