Современные проблемы и перспективы развития и размещения
машиностроительного комплексаМатериалы студентам и ученикам / География отраслей машиностроительного комплекса РФ / Современные проблемы и перспективы развития и размещения
машиностроительного комплексаСтраница 1
Машиностроение - одна из ведущих отраслей экономики нашей страны, которая состоит из большого количества под- отраслей и производств. Предприятия этой отрасли связаны между собой и с предприятиями других отраслей народного хозяйства.В последние годы ситуация в машиностроительном комплексе России характеризуется как кризисная. К 1996 г. суммарное падение выпуска продукции составило 57% по отношению к 1991 г. В станкостроении свой профиль изменили 80% предприятий. Выпуск металлорежущих станков упал до 30%, кузнечно-прессовых машин до 11%. Практически полностью прекращен выпуск картофелеуборочных комбайнов, машин для внесения удобрений, льноуборочной техники, сеялок, тракторных прицепов. Мощности по выпуску тракторов используются на 15%, зерноуборочных комбайнов - на 14%, грузовых автомобилей - на 27%, троллейбусов - на 20% и т.д.Машиностроительные предприятия наиболее сильно пострадали от разрыва производственных связей с предприятиями бывших союзных республик СССР. По сравнению с импортными товарами машиностроительная продукция нашей страны имеет более низкое качество и потому неконкурентоспособна на мировом рынке.
Структура конечной продукции отечественного машиностроения на рубеже последних десятилетий отличалась «утяжеленностью», и высокой степенью милитаризации. Доля военной техники оставалась непомерно высокой при резком отставании выпуска потребительских товаров и особенно оборудования для непроизводственной сферы. В первой половине 80-х годов рост производства продукции инвестиционного машиностроения полностью прекратился, а во второй половине начался спад, перешедший в начале 90-х в обвальное падение.
Уменьшение спроса в отраслях-потребителях вынудило машиностроение приспосабливаться к условиям использования его продукции, увеличивая выпуск универсальной техники и внедряя примитивные технологии. Это приведет к прекращению выпуска наукоемкой продукции, дальнейшему свертыванию машиностроительного производства и в конечном счете к затуханию инвестиционного процесса и ликвидации базовых отраслей экономики (кроме сырьевых, обладающих экспортным потенциалом). [2]
Резкое сокращение производства в начале 90-х годов меньше затронуло выпуск товаров длительного пользования, удельный вес которых был выше среднего - главным образом легковое автомобилестроение и производство бытовой техники, при наиболее быстром росте цен на них и высокой рентабельности производства. Так, основной особенностью происходящих изменений была ориентация на выпуск относительно престижных изделий при ухудшении условий выпуска многих других, что было во многом обусловлено покровительственной таможенной политикой государства, например в отношении автомобилестроения. Поэтому относительное благополучие некоторых предприятий данной отрасли временно и в условиях постоянного повышения издержек производства и нарастающей конкуренции со стороны иностранных производителей неизбежны спад и периодические остановки производства. Положение машиностроения также усугублялось высоким уровнем концентрации и монополизмом производства. Среди 2/3 предприятий каждое выпускает свыше 75% продукции определенного вида, то есть фактически является ее монопольным производителем.[1]
Отличительной особенностью спада была относительная стабильность развития отраслей и подотраслей, изготавливающих мобильную технику, при падении выпуска продукции в отраслях, производящих технологическое оборудование. Причина заключается в более высокой ликвидности мобильной техники относительно оборудования, требующего монтажа, выпуск которого стал превышать платежеспособный спрос в результате перенакопления парка данной техники у потребителя. Это породило серьезные финансовые и производственные проблемы, приведшие к остановке ряда крупнейших предприятий. Основной причиной создавшегося положения является резкое падение инвестиционной активности и снижение спроса на машины и оборудование. Особенно снизился объем капитальных вложений в производство оборудования для строительства и в сельскохозяйственное машиностроение.[5]
Смотрите также
Океан
О. — непрерывная водная оболочка Земли, окружающая материки и
острова и обладающая общностью солевого состава. Составляет большую часть
гидросферы (94%) и занимает около 70,8% земной поверхн ...
Международные морские проливы и каналы
С самого начала тема "Международные морские проливы и каналы" меня очень заинтересовала. Мне интересно рассматривать одну и ту же тему под разными углами, читать различную литер ...
Зонирование территории по условиям развития туризма
Кольский полуостров представляет большой интерес для
туристов. Соседство тундры, лесотундры и тайги дает возможность во время
путешествия познакомиться с растительным и животным миром сразу нескольк ...