Банки
Япония отличается традиционно высоким уровнем сбережений населения (15 – 18% личного располагаемого дохода), которые существуют главным образом в форме банковских депозитов. Они составляют широкую ресурсную базу банковской системы.
Финансовая структура японских корпораций характеризуется низкой долей собственного капитала компании (менее 30%) и высоким уровнем зависимости от банковских кредитов. В своё время именно банки несли основную нагрузку по финансированию чрезвычайно бурного индустриального развития страны.
В стране насчитывается девять крупных коммерческих банков, имеющих право открывать отделения по всей территории страны (так называемые городские): «Токио-Мицубиси», «Сакура», «Дайити-Канге», «Санва», «Сумитомо», «Фудзи», «Асахи», «Дайва» и «Токай». Действует также 129 региональных банков (имеющих отделение только в своих префектурах), 33 траст-банка, управляющих частными пенсионными и паевыми фондами[9], и три банка долгосрочного кредита: Промышленный банк, Банк долгосрочного кредита («LTCB») и Японский кредитный банк. Кроме того, есть большая сеть кооперативных банков для сельского хозяйства и мелких кредитных ассоциаций. Государству принадлежат 13 банков: Экспортно-импортный банк, Японский банк развития, Финансовая корпорация для жилищного строительства и несколько специализированных банков для финансирования мелкого предпринимательства.
«Городские» банки, траст- банки и три банка долгосрочного кредита имеют постоянную клиентуру в среде крупнейших корпораций, котирующих свои акции на биржах. Каждый такой банк является «головным» для определённого круга фирм. Понятие «головной банк» промышленной компании неформально не имеет чёткого количественного критерия. В среднем головные банки предоставляют компаниям от 15 до 25% долгосрочных кредитов. Некоторые компании являются постоянным заемщиками двух или более банков, каждый из которых выполняет функцию головного.
Как правило, представитель головного банка входит в совет директоров своего постоянного клиента и имеет достаточный доступ к внутренней документации фирмы, ведёт основные расчётные счета этого клиента и получает ежедневно информацию о его текущей деятельности. Головной банк, беря клиента на постоянное обслуживание проводит глубокую ревизию его финансовой деятельности и становится главным «диагностом» компании и неформальным гарантом её кредитоспособности для других банков. Банк заинтересован не в максимизации прибыли и курса акций компании (это забота акционеров), а в стабильности её дохода и отсутствие угрозы банкротства. Известны случаи, когда головные банки группы «спасают» своих клиентов, идут на смягчение условий кредита и проводят санацию компаний – заёмщиков, не доводя дело до банкротства.
Смотрите также
Нефть
...
Эколого-экономический механизм развития туристическо-рекреационной индустрии в Приморских регионах Украины
Опыт промышленно-развитых стран показывает,
что международный туризм является наиболее известным средством, позволяющим в короткие
сроки осуществить поступление в страну денег в национальной ...