Экскурсия по Останкино Троицкая церковьМатериалы студентам и ученикам / Экскурсия по Останкино Троицкая церковьСтраница 2
Останкинская церковь отличается необычайным разнообразием своего художественного убранства. Русские мастера во главе с крепостным зодчим Потехиным создали изумительную декорировку здания. “Поливные изразцы и вытесанные из белого камня различные украшения покрывают ее стены, чередуясь с украшениями из фигурного кирпича. Здесь применены все ставшие уже традиционными формы церковного русского зодчества в самом изощренном виде. Местами узоры производят впечатление каменного кружева”.
Декоративная обработка фасадов нарастает от подклета к верхнему этажу и куполам. Большая роль в убранстве фасадов отводится наличникам, перенесенным в каменное зодчество из деревянной древнерусской архитектуры. Форма окон различна в зависимости от того места, которое они занимают в здании: самые скромные из них - с фронтонами - размещаются в цокольном этаже. Окна с лучеобразными завершениями занимают центральные места в апсидах. По сторонам от них - окна с сандриком в виде короны. На больших окнах верхнего пояса центрального куба - двухарочные наличники с замком или гирькой. Наконец, узкие, аркатурные наличники обрамляют щелевидные окна барабанов куполов.
Еще более богато на фасадах оформлены киоты для помещения икон . Обрамление их состоит из внешнего и внутреннего наличников, разных по своей форме и элементам декора.
Главы церкви завершаются крестами хорошей кованой работы, из которых особенно выделяется большой золоченый крест центральной главы.
Перспективные порталы с их пышным декором, зрительно превращающим узкие двери в величественные входы, служат как бы переходом от внешнего убранства здания к внутреннему. Самым парадным является средний портал, состоящий из семи архивольтов, насыщенных декоративными элементами. Архивольты поддерживаются небольшими парными восьмигранными колоннами, а поле стены за ними покрыто ковровой белокаменной резьбой с мотивами “фряжских трав”.
Несмотря на свои небольшие размеры и полное отсутствие какого-либо декора, внутреннее помещение собственно храма создает впечатление величия и торжественности. Это впечатление достигается большим резным барочным иконостасом высотой 13, 5 метра, который выгодно контрастировал с гладкими белыми стенами. В XIX столетии стены Троицкой церкви расписали. Тогда же был перекрыт алюминием первоначальный типичный для барокко синий фон иконостаса.
Среди икон иконостаса наиболее интересными являются иконы XVII века. Одна из них имеет подпись: “ . писал сей образ иконописец Иван Максимов 1675 года”. Большое количество местных иконников, имевшихся у князей Черкасских, когда выполнялся иконостас, позволяет утверждать, что иконы Останкинской церкви писались своими же крепостными живописцами, которые жили в Останкине и соседней слободе Марьиной.
В отличие от главного иконостасы приделов быстро обветшали, иконы в них потемнели. Первым был перестроен иконостас Тихвинского придела по проекту крепостного архитектора Прахаева в стиле русского классицизма начала XIX века, а иконы написаны крепостным живописцем И. С. Калининым ( сыном театрального декоратора ). Резьба этого иконостаса была выпонена в 1836 году резчиком И. Прокофьевым, а позолото - местным позолотчиком И. Мандрыгиным.
В 1842 году резчиком И. Прокофьевым и позолотчиком В. Жарковым был переделан и старый иконостас в приделе Александра Свирского. Крепостной живописец И. Широков ( брат отца художника Н. Подключникова ) написал для этого иконостаса иконы, а в 1840 году расписал стены церкви .
Смотрите также
Инфраструктура транспорта Киева
Обеспечение
стабильной работы городского пассажирского транспорта является важным
направлением разрешения проблем жизнедеятельности киевлян. Удается удерживать
высокий уровень обслуживания населени ...
Тунис
...