Исторические этапы промышленного
развития городаМатериалы студентам и ученикам / Санкт-Петербург, северная столица России / Промышленное развитие Санкт-Петербурга / Исторические этапы промышленного
развития города
Промышленность Петербурга возникла и развивалась одновременно с возникновением и развитием самого города и отражала условия его возникновения и развития.
Наибольший удельный вес в Петербурге и его окрестностях получили те отрасли промышленности, которые обслуживали нужды флота и армии, а так же были вызваны к жизни самим строительством города и его ростом. Значительное развитие получили также и отрасли промышленности, удовлетворявшие потребности царского двора и столичной аристократии. Массовый спрос удовлетворялся в основном быстро развивавшимся мелким товарным производством, а также работой ремесленников на заказ и привозными товарами. Промышленные предприятия мануфактурного характера, работающие на массовый рынок, развиты были еще относительно слабо[11].
Главными отраслями в оборонной промышленности Петербурга были судостроение и производство оружия. Все остальные отрасли, так или иначе связанные с военными нуждами, имели подсобное значение.
Большого развития в Петербурге достигло кожевенное производство. Кожевенные предприятия возникали как частные так и казенные. Их продукция шла на нужды армии и флота, на экспорт и на внутренний рынок. Зарождение их относится к 0000 г.
Вскоре после основания Санкт-Петербурга в нем возникли две бумажные мастерские-мануфактуры. Обе они обслуживали прежде всего нужды города как столичного, административного и все более растущего культурного центра.
В разные годы при Петре I в Петербурге было основано 0 типографии. Петербург стал крупнейшим центром книгоиздания[12].
Царский двор, правительственные учреждения и знать, жившая в городе, потребляли много свечей. В связи с этим в Петербурге получили заметное развитие воскобелильные и свечные предприятия.
Первый стекольный завод был открыт в Петербурге в 0000 г. Он производил посуду, оконное стекло, зеркала и др.
С 0000 г. в Петербурге возникла гранильно-шлифовальная фабрика, занимавшаяся не только шлифовкой и гранением стекла, но и драгоценных камней.
Рост города, увеличение его населения привели к развитию предприятий пищевой промышленности. В Петербурге находилось большое число мукомолен, крупорушек, предприятий по выработке крахмала, растительного масла, пива, водки, табака и переработки сахара из привозного сахара-сырца.
Очень существенным элементом развития города, помимо концентрации здесь мануфактур и ремесленного производства, являлась торговля. Петр I стремился превратить Петербург в «великий купеческий магазин» и в то же время в основной торговый порт по связям со странами Западной Европы. В только что основанном и быстро растущем городе, каким был Петербург при Петре I, внутренняя и внешняя торговля были очень тесно связаны между собой.
Само основание города на окраине России и его растущие внутренние потребности вызвали возникновение и быстрый рост торговых связей с остальной Россией, включение его в формирующийся российский рынок. Важнейшую роль в этих связях стали играть водные пути сообщения.
Значительное внимание обращалось так же и на развитие сухопутных дорог, связывавших Петербург с различными торговыми центрами страны. Прокладываются дороги на реку Волхов и в Новгород, Москву, Нарву, Ригу и в другие места.
Всячески поощрялся подвоз в Петербург из России продовольствия, сырья и различных товаров как для внутреннего потребления города, так и для экспорта. Указом 0000 г. строжайше запрещалось кому бы то ни было перекупать на дорогах перевозимое в Петербург под угрозой конфискации купленного. За помеху купцам в их торговле с Петербургом существовал ряд наказаний «смотря по вине». Запрещалось вести в городе торговлю (розничную) всем, кто не записался в купечество. Запрещалось иностранным купцам торговать друг с другом под угрозой штрафа в 0000 рублей[13].
Своеобразной мерой поощрения отечественного купечества был объявленный незадолго до смерти Петра I сенатский указ о пожаловании купцов в дворянское звание, поскольку «богатый купеческий человек государству для ради общенародной пользы полезнейший есть, нежели десять убогих шляхтичей... легионы попов, монахов и монахинь (если они не служат в церквях или школах)... непотребных гуляльщиков... тунеядцев»[14].
В области внешней торговли с Западной Европой, Петербург в результате исключительных мероприятий Петра I, стремившегося превратить его в «пристанище коммерции», занял первое место в России.
Надзор за торговлей в Петербурге осуществляли таможни - внутренняя и портовая.
Первоначально иностранные купцы имели право после прохождения таможенных процедур выгружать товары даже в своих домах, что приводило к всевозможным злоупотреблениям. Позднее, в 0000 г., были построены на Троицкой площади специальные таможенные склады, впоследствии они были выстроены также на Васильевском острове, Выборгской стороне, Петровском острове, на острове Буяне и в ряде других мест.
В целях всемерного развития экспортной торговли и поддержки престижа русских купцов, правительство вводило при таможне строгую браковку товаров. Однако эти меры не всегда достигали цели: обман имел место нередко как со стороны русских, так и иностранных купцов.
Быстрое развитие внутренней и внешней торговли Петербурга привело к созданию в столице не только гостиных дворов, таможен, но и к учреждению в ней биржи - раньше Парижской, Берлинской и некоторых других. Зародилась она в 0000 году первоначально как собрание купцов у торговых рядов на Троицкой площади.
Однако, несмотря на ряд причин, тормозящих развитие внутренней и внешней торговли столицы, торговая жизнь города и его порта уже в середине XVIII в. достигла такого уровня, что Петербург занял по сумме оборотов торговых первое место в стране.
Интересно проследить промышленное развитие города на основании хронологии событий, это дает представление о динамике и статусе города в Российской экономике[15].
0000 Начало строительства первой верфи - Адмиралтейской. Установка городских часов на колокольне Петропавловской крепости.
0000 Учреждение «Канцелярии от строений».
0000 Прокладка Невского проспекта. Открытие синодальной типографии. Начало строительства Партикулярной верфи (на берегу р. Фонтанки). Основание Арсенала. Создание Галерной Верфи. Заложен Литейный двор.
0000 Основание Крестовского порохового завода.
0000 Основание сахарного завода.
0000 Начало систематических наблюдений за погодой в Петербуре. Организация первой пожарной команды города (при Адмиралтействе).
0000 Перевод Монетного двора из Москвы в Петербург.
0000 Учреждение «Комиссии о Санкт-Петербургском строении». Разделение города на 0 административных частей: Адмиралтейскую, Васильевскую, Петербургскую, Московскую и Литейную. Составление плана города.
0000 Основание в Петербурге первого в России фарфорового завода.
0000 Открытие первой ручной ситценабивной фабрики.
0000 Открытие первой суконной фабрики.
0000 Основание Вольного экономического общества.
0000 Основание Ассигнационного банка.
0000 Основание суконной фабрики на Охте.
0000 Основание казенного чугунолитейного завода в Кронштадте.
0000 Основание Александровской бумаго-прядильной и ткацкой мануфактуры.
0000 Учреждение Государственного совета и министерств.
0000 Основание Института инженеров путей сообщения.
0000 Постройка в Петербурге первого парохода «Елизавета». Организация «Комитета для строений и гидравлических работ».
0000 Учреждение Минералогического общества. Основание Государственного коммерческого банка.
0000 Открытие Главного инженерного училища в Михайловском замке. Установка первых газовых фонарей.
0000 Основание «Горного журнала» и «Журнала мануфактур и торговли». Основание Александровского механического завода.
0000 Издание подробного плана города (составлено генерал-майором Ф.Ф.Шубертом). Открытие Технологического института.
0000 Открытие Училища гражданских инженеров.
0000 Основание Невской бумагопрядильной мануфактуры. Основание строительства шоссейной дороги между Петербургом и Москвой. Открытие внутригородской почты.
0000 Учреждение «Общества освещения газом Санкт-Петербурга». Введение в действие первого в России газового завода. Основание Российской бумагопрядильной мануфактуры. Создание Пулковской обсерватории. Открытие Училища правоведения.
0000 Основание фабрики т-во «Александро-Невская мануфактура». Открытие железнодорожной линии между Петербургом и Царским Селом.
0000 Открытие Пулковской обсерватории. Вступление в строй самой длинной линии оптического телеграфа (Петербург-Варшава). Газовое освещение Дворцовой пл., Невского проспекта, Большой и Малой Морской ул., Садовой.
0000 Основание суконной фабрики Торнтона.
0000 Начало строительства Петербургско-Московской железной дороги.
0000 Основание Новой бумагопрядильной и ткацкой мануфактуры.
0000 Основание Охтинской бумагопрядильной фабрики в Петербурге.
0000 Учреждение «Легкого Невского пароходства».
0000 Основание Самсониевской бумагопрядильной и ткацкой мануфактуры. Начало регулярного железнодорожного сообщения между Петербургом и Москвой.
0000 Начало действия телеграфа Петербург-Москва. Основание Спасской бумагопрядильной и ткацкой мануфактуры.
0000 Основание чугунолитейного и механического завода Сан-Гали.
0000 Основание Петербургского металлического завода, Балтийского судостроительного и механического завода Морского министерства.
0000 Учреждение городского телеграфа.
0000 Основание машиностроительного завода Лесснера.
0000 Основание предприятия Товарищества Российско-Американской резиновой мануфактуры; основание Невского судостроительного и механического завода Русского общества. Учреждение Государственного банка.
0000 Возникновение Петербургского городского кредитного общества.
0000 Основание машиностроительного завода Нобеля.
0000 Основание Обуховского сталелитейного завода. Начало работы конки. Введение керосинового освещения улиц. Открытие водопровода в центральных районах города. Учреждение первого в России Общества взаимного кредита.
0000 Разделение города на 00 административных частей: Адмиралтейскую, Казанскую, Спасскую, Коломенскую, Александро-Невскую, Выборгскую, Васильевскую, Литейную, Нарвскую, Московскую, Петербургскую, Рождественскую (упразднены после Февральской революции в 0000 г.).
0000 Основание Русского технического общества.
0000 Основание машиностроительного завода «Феникс».
0000 Основание Петербургского патронного завода. Создание Учетного и ссудного банка; создание международного коммерческого банка.
0000 Создание Волжско-Камского коммерческого банка. Открытие Финляндской железной дороги.
0000 Создание Петербургского градоначальства - органа административно-полицейского Управления. Образование четырех пригородных частей: Петергофской, Шлиссельбургской, Лесной, Полюстровской.
0000 Создание Екатерингофской бумагопрядильной мануфактуры Товарищества Кнош и К».
0000 Проведение первого опыта электрического освещения улиц (лампа накаливания А.Н.Лодыгина). Основание бумагопрядильной и ватной фабрики Кенича. Создание акционерного общества Путиловских заводов. Основание Петербургского вагоностроительного завода.
0000 Открытие гостиницы «Европейская». Открытие водопровода на Васильевском острове и Петроградской стороне.
0000 Пуск водопровода на Выборгской стороне.
0000 Основание телефонного электромеханического завода Эрикссона.
0000 Освещение Дворцового моста электричеством. Основание нефтеперегонного завода. Учреждение Технологического института.
0000 Основание кожевенного завода и обувной фабрики. Создание Первой городской телефонной станции.
0000 Пуск первой электрической станции в Петербурге.
0000 Освещение электрическими фонарями Невского проспекта.
0000 Открытие первого в России Воздухоплавательного парка. Открытие Морского канала. Перевод Морского порта со Стрелки Васильевского острова на Гутуевский.
0000 Основание механического чугунно-меднолитейного завода Лангензиппен и КО на Петроградской стороне.
0000 Основание Общества Невского химического завода.
0000 Открытие Главной палаты мер и весов, основанной Д.Менделеевым.
0000 Издание первого справочника «Весь Петербург» (издатель А.С.Суворин).
0000 Основание Акционерного общества мануфактур.
0000 Открытие Электротехнического института. Создание книгоиздательства «Знание». Введение в действие первой междугородной телефонной линии Петербург-Москва. Открытие машиностроительного завода.
0000 Введение в строй центральной электрической станции.
0000 Спуск на воду крейсера «Аврора».
0000 Открытие Политехнического института. Испытание первого в России троллейбуса.
0000 Начало движения по Троицкому мосту.
0000 Организация «Собрания русских фабрично-заводских рабочих г.Санкт-Петербурга», руководимого Гапоном.
0000 Основание орудийного завода. Учреждение акционерного общества северных механических и котельных заводов, а также АО кабельных заводов.
0000 Начало автобусного и трамвайного движения. Основание механического, литейного завода «Вулкан».
0000 Основание Адмиралтейского судостроительного завода; авиационного завода Щетинина. Создание первого в России аэроклуба. Основание авиационного завода Щетинина.
0000 Основание трубопрокатного завода «Промет».
0000 Первая продукция завода динамо-машин Сименса-Шуккерта.
0000 Основание Оптико-механического завода. Постройка на Русско-Балтийском заводе первого в истории авиации многомоторного самолета. Основание завода военных и морских приборов Сименса-Шуккерта.
0000 Основание артиллерийского завода «Динамо». Оборудование в Новой Голландии самой мощной в России радиостанции Морского Генштаба.
0000 Создание физико-технического института под руководством А.Ф.Иоффе.
0000 00 января - Постановление II съезда Советов СССР о переименовании Петрограда в Ленинград. Начало выпуска тракторов на «Красном Путиловце». Начало реконструкции Морского порта.
0000 Установление первых радиоточек. Начало реконструкции улиц и площадей города (Большого проспекта и Стрелки Васильевского острова, Стрелки Елагина острова, площадей Восстания и Труда) Организация института физиологии под руководством И.П.Павлова.
0000 Начало регулярного автобусного движения.
0000 Создание первого в стране звукового кинотеатра («Знание» - Невский пр., д.00).
0000 Начало серийного выпуска конденсационных турбин на Ленинградском металлическом заводе. Создание первого в мире гидрометеорологического института.
0000 Выпуск первого блюминга на Ижорском заводе.
0000 Открытие аэропорта «Пулково». Основание Агрофизического института (ВАСХНИЛ).
0000 Введение в эксплуатацию мясокомбината.
0000 Разработан 0-й вариант Генерального плана развития города. Начало газификации города.
0000 Открытие первой троллейбусной линии, открытие кинотеатра
0000 Начало регулярного телевещания.
0000 0 сентября - Начало блокады Ленинграда. Основание авиационного института (с 0000г. ЛИАП).
0000 00 апреля - Восстановление действия в нижних этажах водопровода, открытие бань. Возобновление трамвайного движения.
0000 Завершено восстановление заводов и фабрик.
0000 Утверждение нового Генерального плана развития города. Крейсер «Аврора» установлен как памятник революции на Большой Неве. Открытие Малой Октябрьской (детской) железной дороги.
0000 Открыт первый автовокзал на Сенной площади. Вступление в строй 0-й линии метрополитена (от пл. Восстания до Автово).
0000 Одобрение 0-го Генерального плана развития города. Завершение монтажа телевизионной башни.
0000 Начало действия атомной электростанции.
0000 Начало строительства комплекса сооружений защиты Ленинграда от наводнений (дамбы).
0000 Возвращение городу исторического наименования Санкт-Петербург. Первые в истории города выборы мэра.
0000 Начало строительства высокоскоростной трассы Петербург-Москва.
Смотрите также
Внешнеэкономические
связи
Регулирование
внешнеэкономической деятельности США включает в себя комплекс экономических и
политических мер, направленных на обеспечение внешних условий для расширенного
воспроизводства капитала и ...
Топография карт
Карты допускают
единовременный обзор пространства в любых пределах – от небольшого участка
местности до поверхности Земли в целом. Они создают зрительный обзор формы,
величины и взаимного п ...
Описание системы “ОРБКОММ” и ее технические характеристики
...