Страны Балтии и Россия – геополитическая ситуацияМатериалы студентам и ученикам / Страны Балтии и Россия – геополитическая ситуацияСтраница 5
Помимо этого с 1997 г. в Усть-Луге строится новый порт с терминалами для перевалки контейнеров, химических грузов, леса, угля, колесной техники и других грузов (мощность будет доведена до 35 млн т в год), а в Выборгском районе Ленинградской области планируется построить терминал для перегрузки сжиженного газа.
Также ведутся переговоры с Польшей о строительстве автомагистрали из Белоруссии в Калининградскую обл. в обход Литвы.
Таким образом, если удастся полностью или хотя бы в основном выполнить эту программу строительства портов и других объектов транспортной инфраструктуры, то уже к 2005 г. наша страна, если не полностью избавится от зависимости от прибалтийских портов, то, по крайней мере, сильно уменьшит ее. В таком случае можно будет делать выбор в пользу экономически и политически более устраивающего Россию варианта. Причём нельзя упускать время - в 1998 году между Литвой, Латвией и Эстонией была подписана Транзитная хартия, целью которой является упорядочение рынка транзитных услуг и закрепления отдельных его сегментов за определенной страной. Кроме того, ННГ Балтии активно вкладывают деньги в развитие портов и иных транспортных объектов, так что российским портовикам и транспортникам еще предстоит побороться с прибалтийскими за обладание грузопотоками.
В торговле, да и в политике нужен дифференцированный подход к разным странам. Литве как наиболее лояльной к России можно предоставить максимум льгот и поощрять торговлю с ней, тем более, что она – и самый емкий рынок в Прибалтике: здесь проживает наибольшее население среди стран Балтии (Литва – 3,7 млн чел., Латвия – 2,4 млн чел., Эстония – 1,5 млн чел. [21, с. 525, 531, 598]). Вполне возможно переключение части транзита с Латвии на Литву. Сотрудничество с ней необходимо и из-за географического положения Калининградского эксклава.
По отношению к Эстонии и Латвии позиция должна быть гораздо жестче, а все экономические льготы четко увязаны с вполне конкретными политическими шагами руководства этих стран – прекращением геноцида русскоязычного населения, отказом от территориальных претензий к России (Эстония требует Печорский район, а Латвия – часть Пыталовского района Псковской обл.). Но нельзя забывать, что чересчур жесткая позиция только подтолкнет эти страны в объятья НАТО. Так что нужно поддерживать экономическое сотрудничество с ними на региональном уровне, пытаться вернуть себе статус их главного торгового партнера. В этом случае угроза применения экономических санкций в случае обострения отношений будет весомее.
По нашему мнению следует перестать препятствовать вступлению ННГ Балтии в различные международные организации; Россия не настолько сильна, чтобы реально помешать таким процессам. Лучше заинтересовать их совместными экономически взаимовыгодными проектами.
В настоящее время можно констатировать, что ситуация в регионе для России складывается далеко не лучшим образом и назрела настоятельная необходимость в коренных мерах по ее улучшению.
Литература:
1.Бюлл. иностранной коммерческой информации. 1994. 22 февраля.
2. Бюлл. иностранной коммерческой информации. 1992. 17 ноября.
3. Берневега С.Е. Российско-литовские внешнеэкономические связи//Внешняя торговля. 1993. № 11.
4. Воронов К. “Ближняя” Балтия между Россией и Западом: выбор курса//Мировая экономика и международные отношения. 1995. №10.
5. Фёдоров Г.М., Зверев Ю.М. Калининградские альтернативы. Калининград, 1995.
6. Бюлл. иностранной коммерческой информации. 1999. 30 марта.
7. Эхо Литвы. 1998. 4 сентября.
8. Бюлл. иностранной коммерческой информации. 1999. 10 апреля.
9. Воронов К. Балтийская политика России: поиск стратегии//Мировая экономика и международные отношения. 1998. №12.
10. Бюлл. иностранной коммерческой информации. 1999. 17 июня.
11. Внешняя торговля. 1999. №2.
12. Бюлл. иностранной коммерческой информации. 1996. 25 мая.
13. Внешняя торговля. 1995. №7-8.
14. Бронштейн М.Е. Проблемы нефтяного транзита на Балтике//Транзит. 1998. №9-11.
15. Бюлл. иностранной коммерческой информации. 1997. 19 апреля.
16. Бюлл. иностранной коммерческой информации. 1999. 10 июля.
17. Метропольский А. Страны Прибалтики преодолевают кризис//Мировая экономика и международные отношения. 1998. №9.
18. Бизнес&Балтия. 1998. 18 мая.
19. Фёдоров Г.М., Корнеевец В.С. Социально-экономическая география Балтийского региона. Калининград, 1999.
20. World Almanac & the book of facts-99. New–York, 2000.
21. Fischer Weltalmanach-99. Hamburg, 1999.
Смотрите также
Географические особенности и экономическое развитие малых стран Зарубежной Европы
...
Образование единой германской империи
Первой попыткой реорганизации разрозненной империи стал т.н.
"Рейнский союз", находившейся под протекторатом Наполеона. Здесь было
ликвидировано крепостное право, упорядочена администрация ...
Инфраструктура транспорта Киева
Обеспечение
стабильной работы городского пассажирского транспорта является важным
направлением разрешения проблем жизнедеятельности киевлян. Удается удерживать
высокий уровень обслуживания населени ...